В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Где они, наследники... Проблемы социально-профессиональной ориентации сельской молодежи

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2009, N 10


ГДЕ ОНИ, НАСЛЕДНИКИ... ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ


В статье рассматриваются роль и место сельской молодежи в социально-трудовом потенциале российской деревни. На основе эмпирических исследований в длительной ретроспективе показаны тенденции смены доминант трудовых приоритетов сельской молодежи. Отражен авторский вклад на перспективы ориентации сельских школьников на аграрный рынок труда.

Кто продолжит родовое дело?

Формирование трудового потенциала сельских территорий России требует разрешения сложных и противоречивых проблем в экономике. В большинстве субъектов РФ деревня стала характеризоваться выморочной демографической ситуацией: коэффициент рождаемости здесь не обеспечивает даже простого суммарного воспроизводства населения как в силу его снижения, так и сложившегося в последние десятилетия сверхвысокого уровня смертности. Реформы существенно подорвали социогенный потенциал сельской молодежи, ее наследственную способность быть надежным источником стабильного пополнения и обновления кадрового потенциала АПК.

Эти и подобные процессы создают серьезную угрозу для воспроизводства трудовой сферы большинства сельских территорий России. Не только количество, но и качество подрастающего поколения, его социально-трудовые установки во многом определяют характер и параметры воспроизводства сельского социума. Оптимизация этих параметров составляет одну из актуальнейших задач социальной политики государства.

Как в теории, так и в практике социально-профессиональная ориентация в деревне чаще всего традиционно сводится лишь к корректировке усилиями функционирующих в ней отраслей и отраслевых предприятий, прежде всего сельскохозяйственных, различных установок сельской молодежи на выбор тех или иных профессий. Предполагается, что такой алгоритм выбора - имманентное качество данной социальной страты уже в силу ее социогенно и функционально предопределенного назначения быть наследником предшествовавших поколений, продолжать их родовое дело.

В действительности же имеющая ключевое значение для такого алгоритма социально-психологическая готовность подрастающих поколений продолжать родовое дело стала весьма относительной. К тому же обнаружилось, что формирование такой готовности начало обусловливаться все большей совокупностью факторов, находящихся за рамками влияния отдельных отраслей и предприятий.

Необходимо учитывать, что продолжать родовое дело молодежь может по-прежнему только через труд, а последний в современных условиях, за все более редкими исключениями, требует профессионального оформления. Социологические исследования Института аграрной социологии (ИАС) показывают, что в формировании кадрового потенциала высокотехнологичного сельскохозяйственного производства все большую значимость приобретает обеспечение его высокопрофессиональными молодыми кадрами. Между тем оно становится все слабее и слабее. Отсюда вытекает растущая актуализация проблем совершенствования дела профессиональной отраслевой ориентации сельской молодежи.

Словарь управления персоналом. Профессиональная ориентация молодежи - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Традиционно считается, что профессиональная ориентация - комплексная социально-экономическая задача, затрагивающая демографические, экономические и социально-профессиональные проблемы трудоспособной части населения, что в современных условиях у молодежи имеются все необходимые предпосылки для выбора профессии в соответствии со склонностями и способностями. И только наличие относительно широкого выбора усложняет профессиональное самоопределение молодых людей и проведение профориентационной работы.

Ежегодно в хозяйственной деятельности отмирает более 500 старых специализаций и возникает более 600 новых. Если несколько десятилетий назад профессионального среднего образования было достаточно для пожизненной, а высшего для 20 - 25 лет практической деятельности, то сейчас для половины профессий первого типа и трети профессий, требующих высшего образования, оптимальный срок его эффективности составляет 10 - 12 и 5 - 7 лет, а в отраслях, составляющих мейнстрим научно-технической революции, соответственно 3 - 4 и 2 - 3 года.

Аналогичные тенденции, только менее динамичные, свойственны и современной агросфере. В первое послевоенное десятилетие перечень профессий, востребованных сельским хозяйством, составлял 45 - 50 наименований, а современный агропромышленный комплекс уже нуждается в работниках 120 - 150 различных специальностей.


Как меняется трудовая мораль в современной деревне


Современная профессиональная ориентация - это не только комплексная, но и системная, социальная, в широком смысле этого понятия, задача, имеющая, помимо вышеназванных, социально-политические, мировоззренческие, социально-нравственные, социально-гигиенические и многие иные аспекты.

В этом плане представляют интерес следующие эмпирические данные об ответах людей разных поколений на закрытые вопросы ИАС в ходе опросов, проведенных им зимой 2007/2008 гг. и осенью 1991 г. <1>. Они касаются социально-трудовых ориентаций разных поколений сельского населения и оценок их материального положения, прямо или косвенно связанного со сферой труда, и вместе с тем так или иначе характеризуют глубинные сдвиги под воздействием новых условий хозяйствования в трудовой морали в современной деревне (табл. 1).



--------------------------------
<1> Опрос проводился в рамках ведущегося ИАС с 1991 г. мониторингового ежегодного обследования результатов либерального реформирования деревни и сельского хозяйства, сначала по общероссийской, затем по регионально-европейской, а ныне по локальной выборке в 4 районах Центрального округа и в 2 контрольных районах других округов европейской части РФ. Осуществляются исследования сменными временными коллективами исполнителей.

Таблица 1

Социально-трудовые ориентации разных поколений
сельского населения в 2008 г., % <2>


-----------------T--------------------T--------T--------------T-----------¬
¦ Социально- ¦ Оценочные суждения ¦Молодежь¦Трудоспособные¦ Люди ¦
¦ трудовые ¦ ¦ до 30 ¦ взрослые ¦пенсионного¦
¦ ориентации ¦ ¦ лет ¦ ¦ возраста ¦
+----------------+--------------------+--------+--------------+-----------+
¦1. Необходимые в¦- Усердие, ¦ 10,3 ¦ 29,0 ¦ 35,3 ¦
¦сфере труда ¦ответственность, ¦ ¦ ¦ ¦
¦человеческие ¦порядочность. ¦ ¦ ¦ ¦
¦качества ¦- Профессионализм, ¦ 25,1 ¦ 36,2 ¦ 40,8 ¦
¦ ¦квалификация, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образование. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Умение выгодно ¦ 58,7 ¦ 30,1 ¦ 13,7 ¦
¦ ¦наняться и далее ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечить свою ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выгоду ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------------------+--------+--------------+-----------+
¦2. Способности и¦- Способность ¦ 44,4 ¦ 19,7 ¦ 8,9 ¦
¦обязанности ¦получать больше, а ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сил расходовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦меньше. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Получать равно с ¦ 41,0 ¦ 34,7 ¦ 11,7 ¦
¦ ¦трудовым вкладом. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Брать, учитывая ¦ 9,8 ¦ 39,5 ¦ 69,9 ¦
¦ ¦интересы других ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦людей ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------------------+--------+--------------+-----------+
¦3. Связь ¦- Трудовые доходы ¦ 0,6 ¦ 7,7 ¦ - ¦
¦материального ¦меня устраивают. ¦ ¦ ¦ ¦
¦благополучия с ¦- Трудовые доходы не¦ 17,5 ¦ 12,3 ¦ 22,6 ¦
¦трудом ¦устраивают, надеюсь,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦что более усердный ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦труд их повысит. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Как ни работай, ¦ 76,2 ¦ 78,1 ¦ 75,4 ¦
¦ ¦честным трудом палат¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦не заработаешь ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+--------------------+--------+--------------+------------

--------------------------------
<2> Данные опроса ИАС по локальной выборке. В таблице отсутствуют строки данных о долях респондентов, затруднившихся в ответах или не ответивших, но это обстоятельство не искажает динамику зафиксированных в ней тенденций.

Бросается в глаза, что в отличие от взрослых людей допенсионного и пенсионного возраста сельская молодежь ныне низко ценит такие традиционно значимые для высокопроизводительного труда качества человеческого капитала, как образование, профессия, квалификация, и особенно - усердие, порядочность в трудовых отношениях, ответственность за свой труд. И наоборот, высоко ценит умение выгодно продать работодателю свою рабочую силу, а затем поддерживать эту оценку в процессе труда, расходуя при этом минимум физических усилий и умственной энергии, времени, нервов.

Еще более рельефно обнаруживаются неблагоприятные деформации трудовой морали потенциальных сельских кадров при сопоставлении данных исследований 2008 г. с материалами исследования на старте либеральных реформ, когда еще были живы ее советские нормы (табл. 2).

Таблица 2

Социально-трудовые ориентации разных поколений
сельского населения в 1991 г., % <3>


-----------------T--------------------T--------T--------------T-----------¬
¦ Социально- ¦ Оценочные суждения ¦Молодежь¦Трудоспособные¦ Люди ¦
¦ трудовые ¦ ¦ до 30 ¦ взрослые ¦пенсионного¦
¦ ориентации ¦ ¦ лет ¦ ¦ возраста ¦
+----------------+--------------------+--------+--------------+-----------+
¦1. Необходимые в¦- Трудолюбие, ¦ 33,5 ¦ 31,2 ¦ 36,4 ¦
¦сфере труда ¦взаимовыручка, ¦ ¦ ¦ ¦
¦человеческие ¦честность. ¦ ¦ ¦ ¦
¦качества ¦- Квалификация, ¦ 34,0 ¦ 35,7 ¦ 37,2 ¦
¦ ¦профессионализм, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ответственность. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Единство личных ¦ 21,3 ¦ 33,8 ¦ 26,1 ¦
¦ ¦интересов с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективными и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественными ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------------------+--------+--------------+-----------+
¦2. Способности и¦- Соразмерная с ¦ 40,7 ¦ 37,1 ¦ 39,5 ¦
¦обязанности ¦трудом, но при учете¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общих интересов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оплата. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Не бояться ¦ 28,9 ¦ 30,3 ¦ 29,2 ¦
¦ ¦“переработать“ на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общество. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- При соблюдении ¦ 29,9 ¦ 32,9 ¦ 30,6 ¦
¦ ¦личного интереса ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стыдиться рвачества ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------------------+--------+--------------+-----------+
¦3. Связь ¦- Трудовые доходы ¦ 23,6 ¦ 27,7 ¦ 40,4 ¦
¦материального ¦меня устраивают. ¦ ¦ ¦ ¦
¦благополучия с ¦- Трудовые доходы не¦ 36,8 ¦ 32,0 ¦ 15,6 ¦
¦трудом ¦устраивают, надеюсь ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦повысить их более ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦усердным трудом. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Трудовые доходы не¦ 35,4 ¦ 40,1 ¦ 38,7 ¦
¦ ¦устраивают, надеюсь,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦что они повысятся с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ростом общих доходов¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллектива ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+--------------------+--------+--------------+------------

--------------------------------
<3> Данные опроса ИАС по всероссийской выборке. В таблице отсутствуют строки данных о долях респондентов, затруднившихся в ответах или не ответивших, но это обстоятельство не искажает динамику зафиксированных в ней тенденций.

Тем не менее большая часть современной сельской молодежи еще сохраняет унаследованную от родителей готовность к труду, но к труду квалифицированному, профессионализированному, в котором она согласна проявить эту свою готовность. Но, как свидетельствуют наши социологические исследования, многие молодые люди в настоящее время выбирают себе профессии, которые мало соответствуют их возможностям, и еще больше среди них ориентируются на специальности, которые мало или совсем не соответствуют потребностям современной национальной экономики, особенно производственным нуждам ее аграрно-сельского сектора.

Поскольку жизненные установки, идеалы, планы молодого поколения очень часто не согласуются с целями и задачами общественного развития, то, с одной стороны, возникают определенные диспропорции в распределении кадров, увеличивается их дефицит, с другой - увеличивается число неудовлетворенных профессиональным выбором, потерпевших на этом жизненном этапе неудачу. Поэтому интересы, склонности и возможности каждого отдельного молодого человека должны в значительной степени формироваться с учетом не только его личных склонностей, но и складывающейся необходимости.

Образование - запасной вариант?

В деревне работа по профессиональной ориентации, как правило, проводится в сельских школах. В ходе нее раскрываются содержание и роль сельскохозяйственного труда; учеников знакомят с важнейшими профессиями и специальностями, возможностями овладения любой из них. Школа совместно с сельскохозяйственными предприятиями разнообразными способами старается помочь учащимся разобраться в экономических условиях развития сельских территорий и АПК, привить правильное отношение к труду, сформировать сознательный подход к выбору будущей профессии.



Совершенствование системы профессиональной ориентации сельской молодежи в пользу сельскохозяйственного производства зависит прежде всего от задач, стоящих в этом плане перед сельскими школами и трудовыми коллективами хозяйств (определенных территорий), и от степени реализации этих задач каждым из партнеров. Пока их действия представляются как рассогласованные и нерегламентированные.

Исследования ФГНУ РосНИИкадры в 2002 г., а затем Института аграрной социологии зимой 2007/2008 гг. <4> показали, что учащиеся сельских средних общеобразовательных школ довольно смутно, и чем дальше, тем абстрактнее, представляют себе будущую работу. Им хочется, чтобы она была высокооплачиваемой (31,8 и 40,5% соответственно), интересной, творческой (28,8 и 33,7%), нужной обществу (26,6 и 19,2%). Но в чем конкретно выражается ее содержание, учащиеся часто затрудняются ответить.

--------------------------------
<4> Исследование состояния и эффективности профориентационной работы ФГНУ РосНИИкадры в 2002 г. проводилось в 19 регионах различных экономических зон. Объем выборки по каждому субъекту составил от 150 до 500 человек. Основной базой исследования явились опросы выпускников сельских средних общеобразовательных школ, студентов, молодых специалистов по специально разработанной анкете, интервьюирование руководителей школ, преподавателей, специалистов и руководителей хозяйств, родителей учащихся. Мониторинговый срез исследования ИАС зимой 2007/2008 гг. включал аналогичный сюжет, унифицированный с программой РосНИИкадры. Он охватывал сельское население в 6 локальных районах европейской части РФ, молодежная часть выборки составила 317 респондентов, чьи ответы были признаны достаточно полными для количественного анализа их общей совокупности и недостаточно репрезентативными для системных внутрирайонных и межрайонных сравнений.

На вопрос: “Выбрали ли вы будущую профессию?“ в 2002 г. ответили утвердительно 68%, пять - шесть лет спустя - 37% опрошенных учащихся. Среди не выбравших ее доля безразличных к такому выбору выросла за это время в 1,9 раза. К тому же 44 и 50,8% положительно ответивших на этот вопрос молодых людей не совсем уверены в правильности своего выбора. Для сравнения: в 1986 г. на аналогичный вопрос положительно ответили 88%, в 1998 г. - 75% выпускников. В этой и дальнейшей динамике ответов в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни и трудовой морали молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без учета разочарования в них представителей прежних выпусков.

В анкете обоих исследований был поставлен вопрос: “Если вы выбрали профессию, то какую?“ с просьбой к респондентам указать также, какую профессию они оставляют “про запас“, т.е. на случай неудачи с реализацией основного выбора. Отвечая на вопрос о будущей профессии, школьники в том и другом случае назвали десятки профессий, специальностей и занятий широкого спектра: от тракториста до банкира. Новацией было преобладание в выборе 2007/2008 гг. профессий непроизводственного характера (телохранителей - у юношей, обслуги - у девушек и т.п.) и профессионализации в близком к криминальной специализации направлении, тогда как еще в 2002 г. преобладали ориентации на труд в материальном производстве.

Из числа респондентов, определившихся в выборе предпочтительной профессии, всего 1,7 и 1,4% хотели бы стать механизаторами, 0,2 и 0,1% - животноводами, 1,6 и 3,8% - шоферами, 0,4 и 2,9% - ремонтными рабочими. Аналогичное положение и с выбором профессии специалиста: зоотехниками хотели стать 0,2 и 0,1% респондентов, агрономами - 1,7 и 2,1%, ветврачами - 1,0 и 0,7%, механиками - 1,1 и 2,2%, автомеханиками - 1,5 и 3,5%.

В то же время 12 и 17% выпускников 11-х классов планируют в качестве запасного варианта пойти учиться в высшие или средние сельскохозяйственные учебные заведения и 4 и 5% - в СПТУ; выпускники 9-х классов: 15,4 и 16% - в техникумы и 7 и 10% - в СПТУ. Это свидетельствует о том, что за последние годы снова несколько возросло желание молодежи получить высшее или среднее специальное образование.

Однако было бы опрометчиво видеть в этом позитивное влияние рыночной экономики. Хотя в начале текущего десятилетия такое желание высказали свыше 58%, а пять - шесть лет спустя около 65% респондентов, однако ясности в том, в какие по отраслевой специализации учебные заведения они будут поступать, у многих респондентов еще не было. Поэтому 26 и 41% опрошенных заявили, что главное получить высшее или среднее специальное образование, а какое - неважно.

Таким образом, если влияние рыночной экономики и сказалось, то не столько позитивное, сколько негативное. Резко сузив сельский рынок труда, рыночная экономика вызвала из рецессии запасные варианты поиска места в жизни через высшее образование, но к потребностям национального хозяйства это обстоятельство имеет малое отношение. Главным критерием в выборе учебного заведения для 18 - 47% респондентов стало иметь после окончания учебного заведения любую хорошо оплачиваемую работу. Для многих юношей существенным фактором оказалась возможность отсрочить службу в армии или избежать ее.

Распределение ответов на вопрос: “Где планируете учиться после окончания школы?“: 58% выпускников 11-х классов сельских средних общеобразовательных школ против 47% их в начале текущего десятилетия планируют жить и учиться в городе, из них 53,3% - поступить в вуз или техникум и 5,5% - СГПТУ.

В целом наши исследования показали, что учащиеся сельских школ довольно чутко реагируют на изменения в экономической ситуации, их интересы направлены в первую очередь в те сферы занятости, в которых выше уровень доходов и меньше возможности интенсификации использования их рабочей силы.

Определенный интерес представляют для наших респондентов профессии предпринимательской сферы. Правда, хотели бы стать менеджерами и бизнесменами пока немногие из них, притом интерес к занятиям последних падает.

В 2002 г. ими хотели бы стать 6,3% от числа определившихся с выбором будущей профессии - учащихся 9-х классов и 4,8% от числа учащихся - 11-х классов, причем соотношение между предпочтениями стать менеджерами или бизнесменами агросферы было 2:5. Зимой 2007/2008 гг. аграрно-сельскими менеджерами и предпринимателями хотели бы стать почти столько же, 6,6 и 4,7% опрошенных учащихся, но соотношение аналогичных предпочтений перевернулось на обратное - 5:3 - у девятиклассников и 3:1 - у учащихся 11-х классов, причем не в сторону предпочтений предпринимательства.

Оба исследования показали, что среди 15-летних подростков и 17-летних юношей больше всего оказалось тех, кто желает работать на частных предприятиях и в фирмах (соответственно 38 - 32% и 59 - 60% от числа опрошенных). Тех, кто готов заняться индивидуальной трудовой деятельностью вне сельского хозяйства, оказалось немного: 8 - 5% от учащихся 9-х классов и 6 - 4% - 11-х классов.

Немалое число респондентов хотели бы трудоустроиться на совместных предприятиях: 14 - 17% девятиклассников и 27 - 25% одиннадцатиклассников, на государственных предприятиях и в госучреждениях соответственно 12 - 10% и 19 - 20%.



На вопрос анкеты: “Есть ли у вас программа жизни, помогающая добиться поставленной цели?“ в начале десятилетия почти 60%, в конце его только вдвое меньше респондентов ответили утвердительно. Из определившихся в выборе 77 и 49% знают, какие человеческие качества нужны для выбранной им профессии.

Из числа определившихся в выборе профессии отраслевые предпочтения были следующими: сельское хозяйство - 7,7 и 6,2%; строительство - 0,8 и 1,1%; сфера обслуживания - 8,4 и 12,3%; образование - 8,3 и 5,9%; здравоохранение - 8,4 и 6,8%; промышленность - 3,8 и 1,7%; системы планирования, учета, контроля, финансовой сферы, торговли, юриспруденции - 23,4 и 19,5%. Не определились в отрасли будущей деятельности 39,1 и 46,7%.

Сейчас, как показали наши исследования, произошло обвальное падение интереса к профессиям всех сфер материального производства, а также ко многим специальностям, требующим высшего образования. Это, к сожалению, повсеместно распространенное явление, вносящее диспропорции в распределение трудовых ресурсов, повышающее привлекательность сфер денежного обращения, торгово-посреднических услуг и обесценивающее квалифицированный производительный труд.

Результаты проведенных исследований показывают, что экономическая нестабильность в стране напрямую влияет на жизненные планы старшеклассников. Тем более что проблема выбора профессии во многом сопряжена с проблемой материального положения семьи. Если в 1986 г. свыше 27% выпускников сельских школ поехали поступать в учебные заведения, расположенные в других регионах, то в 2002 г. из-за материальных трудностей собирались выехать на учебу в другие регионы лишь 4,9%, а в 2008 г. - и вовсе только 1,5% респондентов.

Профориентация нуждается в перестройке!

Налицо необходимость перестройки практики профориентационной работы в деревне. Прежде всего потому, что профессиональная ориентация, проводимая в школах, по мнению самих опрошенных нами ребят, не утратила для них своего значения. На вопрос: “В чем вы видите для себя смысл профессионального обучения в школе?“ 55% ответили, что в подготовке к получению профессии. Вместе с тем, по мнению 32% выпускников, школа недостаточно выполняет функции подготовки к получению будущей профессии, а 8% ответили, что она совсем их не выполняет. Это подтверждается результатами распределения ответов на вопрос анкеты: “Как вы освоили сельскохозяйственные профессии?“, все меньше молодых людей отвечают, что они хорошо ознакомились и могут работать по ней и все большая часть их признается в поверхностном знакомстве с сельскохозяйственными профессиями или с полном отсутствии представлений о них (табл. 3).

Таблица 3

Освоение выпускниками сельских общеобразовательных школ
сельскохозяйственных профессий, %


Варианты ответов 1996 г. 2002 г. 2008 г.

Хорошо ознакомился и могу работать 55,0 26,8 19,0
Знаком немного 27,0 46,1 55,0
Не знаком ни с одной сельскохозяйственной
специальностью 18,0 27,1 24,0

Данные результаты исследований свидетельствуют о трудностях профессиональной подготовки в сельской школе, противоречивости этого процесса и недостаточной заинтересованности выпускников глубоко изучить сельскохозяйственные профессии.

Вместе с тем одно из этих исследований наглядно показало, какое влияние оказывает целенаправленная профориентация на принятие выпускником того или иного решения. Было изучено мнение респондентов двух типов школ: одних - где профориентация не проводилась, других - где профориентация сохранилась, в т.ч. ориентированная на сельское хозяйство (табл. 4).

Таблица 4

Распределение позитивных ответов выпускников школ, %

--------------------------------------------T--------------T--------------¬
¦ Ответы ¦ В школах, где¦ В школах, где¦
¦ ¦ нет ¦ есть ¦
¦ ¦профориентации¦профориентация¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦1. Решили, кем стать ¦ 66,6 ¦ 73,9 ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦2. Уверены в правильности своего выбора ¦ 41,0 ¦ 55,8 ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦3. Знают, какие человеческие качества нужны¦ 69,4 ¦ 83,5 ¦
¦для выбранной профессии ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦4. Есть программа жизни, помогающая ¦ 47,8 ¦ 64,5 ¦
¦добиться поставленной цели ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦5. Любят родное село ¦ 81,4 ¦ 91,1 ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦6. Собираются после окончания школы ¦ 3,5 ¦ 10,9 ¦
¦работать в своем хозяйстве ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦7. Знают, что от них зависит судьба села и ¦ 43,9 ¦ 60,5 ¦
¦семьи ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦8. Планируют учиться дальше в ¦ 10,9 ¦ 17,2 ¦
¦сельскохозяйственном учебном заведении ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦9. Знают, в каких работниках нуждается ¦ 9,8 ¦ 28,6 ¦
¦хозяйство ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦10. Знаком с производственными показателями¦ 11,1 ¦ 31,5 ¦
¦хозяйства ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦11. Знают об изменениях, которые будут в ¦ 5,0 ¦ 8,9 ¦
¦хозяйстве ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦12. Знают об изменениях, которые произойдут¦ 6,3 ¦ 16,5 ¦
¦в бытовых условиях села ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦13. Знают об изменениях, которые будут в ¦ 9,2 ¦ 22,3 ¦
¦культурной жизни села ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------+--------------+
¦14. Считают, что лучше жить: ¦ ¦ ¦
¦- в селе ¦ 23,4 ¦ 46,4 ¦
¦- в городе ¦ 57,0 ¦ 35,3 ¦
L-------------------------------------------+--------------+---------------

Несмотря на несомненную эффективность профориентации по выработке у учащихся определенного трудового мировоззрения, свыше 50% сельских средних общеобразовательных школ, ссылаясь на непреодолимые трудности, прекратили эту работу. Учителя ссылаются на то, что сельская школа ввиду сохраняющегося слабого развития материально-технической базы и неукомплектованности преподавательского состава по существу, не может выполнять даже свои основные обучающие задачи, и навязываемые ей несвойственные функции профессиональной подготовки рабочих кадров для сельскохозяйственной отрасли еще больше усугубляют проблему.

Поэтому в деле подготовки учащихся к сознательному выбору сельскохозяйственных профессий возрастает значение учитывающего современные рыночные реалии содружества и взаимодействия школы и хозяйствующих субъектов агросферы. Тем более что в пореформенные годы ощущается значительный спад интереса к профоринтационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий (хозяйств) и органов управления. На вопрос нашей анкеты: “Бывают ли в вашей школе владельцы, руководители и ведущие менеджеры местного базового хозяйства?“ половина респондентов ответили “нет“, а более трети - “бывают 1 - 2 раза в год“. В результате большинство опрошенных учащихся не знают о каких-либо переменах на селе в лучшую сторону, а почти половина их даже не знают, какие кадры нужны хозяйству, 47% - знают приблизительно. В то же время все эти вопросы интересуют учащихся.

Например, молодежь не устраивает ограниченный на селе выбор профессии, спектр нужных селу и АПК различных профессий расширяется все более интенсивно, но подготовка кадров в различных системах профобуча охватывает, как и встарь, не более 20 - 25 специальностей. Респондентов не устраивает организация культурного досуга, но сельских культоргов “держат в черном теле“, и количество культучреждений в деревне систематически сокращается. В результате профессиональные культработники в нее не едут, да все чаще оказывается, что и ехать некуда. Выпускники и сами сельские труженики недовольны существующим в аграрном производстве режимом труда (в основном это те, кто хотел бы работать механизатором, животноводом, шофером и т.п.), но именно дефицит в нем кадров усугубляет такое положение. Большое влияние на миграцию молодежи оказывает существующий уровень оплаты труда, который не устраивает от 54,7 до 90,4% респондентов. Большинство хозяйств не в состоянии своими силами в ближайшее время сколько-нибудь поднять его по причине устойчивого диспаритета цен на их продукцию и продукцию для них. Разговоры об этом ведутся с самого начала либеральных реформ, но даже попыток уменьшить этот диспаритет не предпринимается. И следовательно, этот фактор и впредь будет отрицательно действовать на закрепление молодежи на селе.

Очевидно, что в российской деревне необходимые профориентационные системы должны быть сформированы прежде всего на уровне предприятий и районов, т.е. именно там, где живет, учится и строит свои планы молодежь. В каждом сельском районе должен действовать профориентационный совет или центр, который призван координировать и организовать всю работу. Его основными задачами являются объединение и согласование усилий сельскохозяйственных предприятий, сельских школ, СПТУ, лицеев, учреждений и общественных организаций. Профориентационный районный центр опирается в своей работе на профориентационные советы на местах. Для каждого звена этой системы должны быть определены соответствующие задачи и функции. В соответствии с вышеназванными документами такие центры создаются, но чрезмерно медленно.

В сферу задач центра прежде всего могут входить методическое обеспечение работы; информация и реклама; текущее и перспективное регулирование деятельности в пределах района; организация районного учебно-производственного комбината или его филиалов на местах; подбор и подготовка консультантов по профориентации; проведение совещаний, смотров-конкурсов, учебы.

Попытки организовать такие центры без финансовой базы обычно кончаются неудачей. А таких случаев немало, поскольку в некоторых регионах ошибочно считается, что это дело по характеру относится в основном к общественной работе. На самом деле это экономическая функция, которая на современном этапе требует, во-первых, совсем другого к ней отношения и, во-вторых, значительных средств на свою работу и развитие. Должен создаваться компетентный, высокопрофессиональный и влиятельный орган в пределах своей территории. Источниками средств его обширной работы должны являться заинтересованные предприятия и ведомства. Результаты работы сотрудников центра необходимо хорошо стимулировать и, прежде всего, материально, поскольку это важнейший этап в формировании рабочей силы каждой конкретной территории.

Опорным звеном профориентационной работы должны стать советы по профориентации на крупных предприятиях. Их деятельность следует направить на то, чтобы наполнить реальным содержанием такие основные направления работы, как профессиональное просвещение, профконсультация, профотбор, профадаптация.

Конкретные методы и формы работы совета могут быть следующими: организация и оборудование кабинетов по профориентации; подбор профконсультантов из числа специалистов и рабочих хозяйства, организация их работы, стимулирования; оказание материальной помощи местной школе в создании профориентационного кабинета; организация и регулярное проведение экскурсий по хозяйству и его подразделениям; создание производственных участков и рабочих мест для организации работ школьников в летний период, а также круглогодично; проведение различных конкурсов на знание и освоение будущих профессий; тестирование выпускников школ для более точного определения ориентации и способности рабочей смены; проведение собеседований и консультаций с будущими молодыми тружениками.

Литература

1. Долгушкин Н.К., Новиков В.Г., Староверов В.И. Проблемность современного сельского бытия и пути его оздоровления. Социологические исследования. 2009. N 2. С. 86 - 95.

2. Новиков В.Г. Образовательные аспекты формирования кадрового потенциала агропромышленного комплекса России. М.: РГАЗУ, 2001. 154 с.

3. Мониторинг ценностных ориентаций сельской молодежи для оценки ее трудового потенциала в условиях переходной экономики / Под ред. В.Г. Новикова. М.: ФГОУ “Росинформагротех“, 2004. 138 с.

4. Новиков В.Г. Европейский опыт модернизации образования и Россия // Современная Европа. 2009. N 2.

5. Староверов В.И., Долгушкин Н.К. и др. Аграрно-сельская социология: история, концепции, методология. М.: РосАКО АПК, 2009. 359 с.


В.Лукин
Д. п. н.,

профессор
кафедры государственного
и муниципального управления
Российского государственного
аграрного заочного университета

В.Новиков
К. э. н.,

профессор,

проректор
по научной работе,

общественным связям
и международному сотрудничеству
Российского государственного
аграрного заочного университета,

почетный работник
сферы молодежной политики РФ

Подписано в печать
16.09.2009