В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Модернизация кооперативного образования - основа конкурентоспособности кадров

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2009, N 8


МОДЕРНИЗАЦИЯ КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАДРОВ


Образование - главный инструмент подготовки квалифицированных кадров. В статье раскрыты противоречия современной системы кооперативного образования. Представлены механизмы адаптации системы кооперативного образования к новым условиям хозяйствования на примере Казанского кооперативного института.

Кооперация - элемент национальной экономики

Кооперативный сектор является подсистемой в структуре национальной экономики, объединяющей сегодня более 60 млн граждан нашей страны, занятых в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, в других сферах. Международный кооперативный альянс насчитывает около 240 млн членов в 90 странах и является самой большой в мире неправительственной организацией.

Российская кооперация вносит свой вклад в создание современной многоукладной экономики страны. Исторический опыт, в т.ч. последних полутора десятилетий, свидетельствует о том, что кооперативный сектор является жизнеспособной и гибкой хозяйственной структурой. Кооперация способна к высокой степени адаптации к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям. На различных этапах развития ее деятельность несет отпечаток времени, но всегда сохраняется свойственная ей по природе ориентация на человека и социальная ответственность.

Родоначальницей российского кооперативного движения является потребительская кооперация. Она как один из элементов национальной экономики и ее социально ориентированная подсистема имеет целью повышение качества жизни людей. Все отрасли хозяйственной деятельности потребительской кооперации имеют то или иное отношение к социальной сфере, удовлетворяют социальные потребности людей. Совокупный объем деятельности потребительской кооперации РФ в 2008 г. составил более 150 млрд руб. Прибыль предприятий потребительской кооперации в 2008 г. составила более 2 млрд руб. Около 85% организаций работали рентабельно.

В связи с изменениями окружающей среды, переходом российской экономики на рыночные рельсы организации потребительской кооперации должны постоянно учиться и трансформироваться, анализировать собственный и чужой опыт, делать выводы, развиваться. Это является ключевым ресурсом потребительской кооперации и ее значительным конкурентным преимуществом. Речь идет об обучающейся системе - стремящейся к постоянному совершенствованию человеческих ресурсов.

Система кооперативного образования

Образование является одной из приоритетных отраслей деятельности потребительской кооперации, наряду с торговлей, закупками, общественным питанием, промышленностью и сферой услуг. Система потребительской кооперации имеет разветвленную сеть учебных заведений. В ней занято свыше 10 тыс. человек.

Перед образовательной системой потребительской кооперации стоит задача качественного улучшения работы по подготовке кадров. Кооперативное образование способно быть конкурентоспособным. Конкурентные преимущества кооперативных учебных заведений необходимо постоянно поддерживать. На это направлена и реструктуризация кооперативных вузов, предполагающая:

- обеспечение качества кооперативного образования, его доступность на всех уровнях (начальное, среднее, высшее профессиональное), создание системы непрерывного образования в течение всей активной жизни человека в соответствии с реальными потребностями кооперативных организаций;

- направленность кооперативного образования не только на получение профессиональных знаний (бухгалтера, экономиста и др.), но и на развитие созидательных способностей и качеств личности, умение и стремление учиться, умение и стремление исследовать, познавать, умение и стремление нравственно действовать;

- повышение роли и ответственности учебных заведений в решении социально-экономических задач потребительской кооперации, реальном участии ученых в научном обосновании эффективной системы управления.

В табл. 1 приведены некоторые данные о состоянии образовательного уровня работников системы потребительской кооперации Республики Татарстан в 2007 г.

Таблица 1

Анализ образовательного уровня работников системы
потребительской кооперации Республики Татарстан в 2007 г.


Всего
работников
организаций
потребительской
кооперации
Республики
Татарстан на
01.01.2008 Количество работников с образованием:

высшим средним профессиональным окончивших
ПТУ,

предприятия-
школы, курсы обучаются
всего в т.ч. всего в т.ч. в высших
учебных
заведениях в средних
профессиональных
учебных
заведениях
соответствующим
занимаемой
должности получивших
образование в
кооперативных
вузах соответствующим
занимаемой
должности получивших
образование в
кооперативных
вузах
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6919 чел. 527 337 167 2007 1271 1130 3766 123 26
В процентах
(6919 = 100%) 7,6 4,9 2,4 29 18,4 16,3 54,4 1,8 0,4

Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование. С этих позиций образовательный потенциал человеческого капитала потребительской кооперации еще не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Интеллектуальный потенциал, уровень образования работников становятся главным фактором инновационного прорыва потребительской кооперации.

Институциональная среда потребительской кооперации:

образовательный аспект


Темпы осуществления социально-экономических преобразований в России решающим образом зависят от того, как формируется и эволюционизирует та институциональная среда, в которой функционируют все субъекты экономической деятельности. Институционализм как продукт научного направления является результатом развития хозяйственной системы, осознавшей необходимость внутренней саморегуляции, в т.ч. на основе норм права. “Институты, - подчеркивает Д. Норт, - это “правила игры“ в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми“ [1, с. 17] <1>.

--------------------------------
<1> В русском предисловии к книге Д. Норта Б.З. Мильнером дается еще одно интересное определение: “Институты - это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие“.

Представители институционализма различают категории “институт“ и “организация“. Последняя представляет собой некую субъективизацию институтов, их источник и, если необходимо, поддерживающую их силу. Например, государство является субъектом конституционного права, источником законов и материализацией силы, обеспечивающей их неукоснительное исполнение. Потребительская кооперация выступает важнейшим социальным институтом российской социально-экономической системы. Как социальный институт, с одной стороны, потребительская кооперация является социально признанной нормативно-ценностной системой (кооперативные принципы, кооперативные ценности, нормы и пр.), с другой стороны, она является формализованной структурой, реализующей кооперативные ценности и нормы. Исходя из этих позиций, институтами (пединститутами) потребительской кооперации являются не только такие ее базовые характеристики, как групповая частная собственность, демократические принципы управления, но и “инфраструктурные“ составляющие, такие как образовательные учреждения, торговые организации, заготовительные и промышленные предприятия, кредитные кооперативы и др.

Институциональная мощь потребительской кооперации находится вне прямой зависимости от ее непосредственного экономического потенциала. Эта мощь в первую очередь определяется тем, насколько активно потребительская кооперация сама адаптируется к меняющимся социально-экономическим условиям, регулятором которых она по определению должна выступать. Таким образом, потребительская кооперация - не только субъект, но и объект реформационного процесса. Решающее место в развитии потребительской кооперации как социального института отводится такому ее инфраструктурному объекту, как система образования.

Кооперативные учебные заведения как субъекты социальной системы являются частью потребительской кооперации. Многоуровневая система кооперативного образования не может находиться в стороне от общих тенденций развития в образовательной сфере. Сегодняшние реалии экономики страны и потребительской кооперации выдвигают новые требования к профессиональным образовательным учреждениям, это:

- глубокие знания инновационных процессов и инновационных технологий, существующих в реальном секторе экономики. Эти требования должны быть положены в основу инновационных подходов и методик в образовании, и должно быть обеспечено их системное внедрение на всех уровнях образовательного процесса;

- включение в образовательный процесс практико-ориентированных подходов, предусматривающих тесное взаимодействие образовательного учреждения с предприятиями реального сектора экономики и работодателями.

Наконец, образовательные учреждения все больше и больше начинают функционировать на рыночных принципах, превращаются в рыночные субъекты хозяйствования. Особенно это касается негосударственных образовательных учреждений.

Таким образом, в основе новой модели кооперативного образования лежат клиентоориентированный подход, предпринимательство, рыночные принципы.

Как объединить интересы?

Функцию подготовки работников интеллектуального труда для организаций потребительской кооперации выполняют высшие учебные заведения. Одним из современных противоречий образования является то, что содержание высшего образования в Российской Федерации определяется государством в директивном порядке, при этом не учитываются интересы конкретных предприятий-работодателей, отсутствуют прямые связи между высшей школой и сферой хозяйственной деятельности, что ведет к определенному разрыву между качеством подготовки специалистов в вузах и профессиональными качествами работников интеллектуального труда, которые необходимы предприятиям для эффективного функционирования.

Исследования, проведенные нами на рынке труда специалистов с высшим торгово-экономическим образованием, свидетельствуют о том, что качество подготовки специалистов не всегда полностью соответствует текущим и перспективным потребностям кооперативной экономики.

Как объединить интересы предприятий, организаций и вузов в решении проблемы соответствия качества подготовки специалистов в вузах требованиям, предъявляемым к ним рынком труда? Эта возможность возникает в случае изменения государственной политики, направленной на развитие взаимосвязей “высшая школа - организации, предприятия отрасли“, разработку механизмов адаптации высшего образования и отраслей экономики к новым условиям хозяйствования. Такой организационно-правовой формой выступает образовательный кластер.

Кластерный подход в образовании позволяет, на наш взгляд, сместить акценты с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы, поддержания ее конкурентных преимуществ за счет непрерывности профессионального образования, постоянного обновления знаний, умений в соответствии с технико-технологическими изменениями производства и инновациями. Эта задача в кластере достигается за счет взаимодействия учебных заведений профессионального образования различных уровней между собой (введение системы непрерывного профессионального образования) и с работодателями.

Образовательный кластер выступает формой решения проблемы деактуализации человеческого капитала в связи с возникновением проблем безработицы, неполной занятости и необходимости поддерживания профессиональных знаний в конкурентоспособном состоянии. В управлении сбалансированным развитием образовательных учреждений потребительской кооперации мы предлагаем использовать следующие инструменты и технологии:

- оптимизацию организации маркетингового процесса, направленную на выявление инноваций в национальной экономике и ее кооперативном секторе;

- реструктуризацию управления многоуровневой образовательной системой потребительской кооперации;

- внедрение системы менеджмента качества образования как инструмента оптимизации процесса качественной подготовки выпускников;

- интеграцию учебных заведений с организациями потребительской кооперации для оптимизации профессиональных компетенций выпускников;

- управление воспитательным воздействием на обучающихся (вовлечение человеческого потенциала в процессы учебного заведения и в воплощение его стратегических целей).

Серьезное внимание в новой модели кооперативного образования должно быть уделено принципу непрерывности образования.

Система непрерывного профессионального образования работников входит составной частью в кадровую политику системы потребительской кооперации. Основной целью системы непрерывного образования является создание такого коллектива работников, который мог бы решать поставленные задачи с наивысшей производительностью, минимальными издержками и требуемой технологической надежностью. Важно не только правильно подобрать кадры на определенную работу, но и обеспечить их подготовку и развитие на протяжении всей трудовой деятельности. Непрерывность обучения подразумевает целенаправленный, осуществляемый в течение всей трудовой деятельности процесс непрерывного повышения квалификации работника, в пределах имеющегося у него уровня профессионального образования, либо достижение им более высокого образовательного уровня в интересах самого работника, предприятия и государства.

Система непрерывного профессионального образования руководителей и специалистов решает задачи их подготовки, переподготовки, повышения квалификации в соответствии с предварительно разработанной программой карьерного роста, изменяющимися во времени требованиями. Содержание обучения формируется в зависимости от поставленной цели и должно обеспечивать, с одной стороны, получение необходимого объема новых знаний, а с другой - совершенствование управленческих навыков, психологических личностных качеств, развитие аналитических способностей.

Важное место в системе обеспечения непрерывного профессионального образования отводится реализации учебными заведениями дополнительных образовательных услуг.

Как добиться эффективности обучения?

Процесс обеспечения непрерывного профессионального образования в течение всей жизни непосредственно связан с категорией “эффективность обучения“. Под эффективностью обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала следует понимать социально-экономические результаты, определяемые по показателям трудовой деятельности работников, прошедших обучение. Как изменились конкретные показатели трудовой деятельности до и после обучения - это и есть его эффективность.

В процессе получения работниками дополнительных образовательных услуг возникают определенные трудности:

- недостаточное взаимодействие всех участников процесса обучения;

- ограниченное выделение денежных средств организациями и предприятиями потребительской кооперации на обучение работников;

- недостаточно эффективное планирование обучения;

- недостаточная подготовленность работников кадровых служб;

- отсутствие автоматизированной программы по подготовке кадров;

- недостаточный контакт с учебными заведениями в вопросах эффективности обучения, отсутствие обратной связи, обмена информацией между организациями потребительской кооперации и учебными заведениями.

Мы считаем, что участники образовательного процесса должны разработать критерии для оценки эффективности обучения (отмечаются, например, реакция работника на обучение, усвоение учебного материала, изменения поведения, рабочие результаты). Саму процедуру оценки эффективности обучения предлагаем проводить в 4 этапа: сбор данных до обучения, во время обучения, оценка степени усвоения учебного материала и сбор данных (по тем же показателям, которые были собраны до начала обучения) после обучения. Оценить эффективность обучения можно также по прошествии какого-то срока после окончания обучения.

Необходимо сформировать систему контроля качества обучения работников потребительских обществ, включающую:

- определение потребностей и целей обучения путем анализа заявок и информации о перспективах развития организаций потребительской кооперации;

- организацию работы по выбору учебного заведения, учебной программы и преподавателей;

- проведение сравнительного анализа соответствия имеющихся профессиональных навыков требованиям должностной инструкции работника;

- обеспечение условий после прохождения обучения для сохранения полученных знаний в виде постановки и реализации специальных целей;

- реализацию обратной связи с обучившимися работниками, повышение значимости обучения для работника и руководителя, наличие информации о качестве образовательных услуг конкретного учебного заведения и программы семинара, обратной связи с учебными заведениями и возможность стратегического опережающего обучения.

Определение приоритетных направлений

Казанский кооперативный институт - ведущее учебное заведение Республики Татарстан, осуществляющее подготовку специалистов по торгово-экономическим, торгово-технологическим специальностям высшего профессионального образования. Он является структурным подразделением сетевого инновационного университета. Российскому университету кооперации сегодня 95 лет. В настоящее время в университете обучается более 50 тыс. студентов, работает более 4 тыс. преподавателей. Учредителем Российского университета кооперации является Центросоюз Российской Федерации. В Казанском кооперативном институте Российского университета кооперации обучается более 3 тыс. студентов. В настоящее время институт является сложившимся инновационным центром, включающим структуру многоступенчатой системы довузовской подготовки, высшего профессионального образования, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Казанский кооперативный институт как образовательное учреждение системы потребительской кооперации готовит специалистов, востребованных на рынке труда. Это специальности “Сервис“, “Товароведение и экспертиза товаров“, “Технология продуктов общественного питания“, “Финансы и кредит“, “Бухгалтерский учет, анализ и аудит“, “Экономика и управление на предприятии“. Образовательные услуги, предлагаемые Казанским кооперативным институтом, разнообразны и продиктованы самой жизнью.

Развитие социальной сферы села является приоритетным направлением государственной политики, реализация которой предполагает создание мощной социально-экономической и социально-бытовой инфраструктуры села, систему обслуживания сельского населения. Торговля, общественное питание, сфера услуг - самые динамично развивающиеся отрасли экономики. Все это актуализирует подготовку кадров для этих сфер, образовательную деятельность института. В настоящее время разработана республиканская программа подготовки к Универсиаде-2013, которая будет проходить в Казани. Универсиада, помимо основных спортивных событий, - это мощная развитая рыночная инфраструктура, это объекты торговли, ресторанного и гостиничного бизнеса, социально-культурных услуг, туризма. Все это связано с профилем деятельности образовательного учреждения.

В институте реализуется множество образовательных программ дополнительного профессионального образования. Казанский кооперативный институт как головной вуз образовательного кластера торговли и сервиса Республики Татарстан участвует в реализации государственной программы профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан Республики Татарстан и опережающего обучения в связи с высвобождением работников различных предприятий в условиях экономического кризиса.

Конкурентная среда системы высшего профессионального образования побуждает направлять деятельность института на постоянное поддержание его конкурентных преимуществ, менять конкурентные стратегии в зависимости от сложившихся социально-экономических условий внутренней и внешней среды. На данном этапе можно выделить следующие приоритетные направления развития Казанского кооперативного института:

- укрепление финансовой устойчивости института за счет увеличения доходной базы и оптимизации расходов;

- создание институциональной среды деятельности образовательного учреждения предпринимательского типа. Реализация образовательных проектов, создание новых образовательных продуктов, реализация программы корпоративного образования системы потребительской кооперации, АПК и предпринимательских структур;

- переход на двухуровневую систему обучения. Реализация программ прикладного бакалавриата по торгово-технологическим направлениям подготовки;

- расширение клиентской базы института за счет развития интеграционных связей организаций потребительской кооперации с АПК и предпринимательскими структурами;

- расширение клиентской базы и доходов института за счет взаимодействия института с образовательными учреждениями НПО, СПО, предприятиями торговли и сервиса в образовательном кластере; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по торгово-технологическим специальностям, востребованным на рынке труда Республики Татарстан, в связи с предстоящей Универсиадой-2013;

- довузовская профессиональная подготовка через организацию профильных классов в общеобразовательных школах Казани;

- поддержание ценовой и неценовой конкурентоспособности института на рынке образовательных услуг за счет проведения взвешенной ценовой политики и обеспечения качества образовательных услуг;

- создание в институте Инновационного центра гостеприимства с целью разработки, демонстрации и внедрения инновационных продуктов в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Подготовка экспертов по присвоению категорий объектам гостиничного бизнеса;

- внедрение международных стандартов содержания и организации учебного процесса;

- реализация проекта на базе института “Экономическая молодежная олимпиада “Карьера в России“;

- формирование необходимых квалификаций для перспективного рынка труда. Открытие новых, востребованных на рынке труда подготовки специалистов по направлениям “Логистика“, “Социально-культурный сервис и туризм“, “Бизнес-информатика“, “Национальная экономика“, “Дизайн одежды“, “Дизайн среды“, “Информационная безопасность“.

В условиях реформирования российского образования, наметившегося демографического спада, усиления конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг перед учебными заведениями системы потребительской кооперации встают новые задачи, решение которых может быть достигнуто только с опорой на инновационные стратегии деятельности.

Кооперативные образовательные учреждения должны работать руководствуясь обоснованно избранной, уникальной концепцией, отвечающей реалиям конкретной социально-экономической ситуации в регионе и учитывающей перспективу динамического развития внешних условий.

Литература

1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начало, 1997.

2. Насретдинов И.Т., Мирзагалямова З.Н. Кооперативный модуль в многоуровневой структуре образования системы потребительской кооперации. Материалы IX Всероссийской конференции и Всероссийского форума по дополнительному образованию “Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России. Социальное партнерство в системе непрерывного образования“. Казань: Центр инновационных технологий, 2008.

И.Насретдинов
К. э. н.,

доцент,

ректор
Казанского кооперативного
института (филиала)
АНО ВПО ЦС РФ
“Российский университет кооперации“

З.Мирзагалямова
К. э. н.,

доцент,

проректор
по учебной и научной работе
Казанского кооперативного
института (филиала)
АНО ВПО ЦС РФ
“Российский университет кооперации“

Подписано в печать
16.07.2009