В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

“Крайние“ на Крайнем Севере

“Крайние“ на Крайнем Севере

Созданная во времена СССР система государственной поддержки северян за годы рыночных реформ претерпела значительные изменения. В результате объем государственных гарантий и компенсаций северянам оказался сильно урезан. Сегодня Правительство России озабочено проблемой, нужно ли продолжать поддерживать население заполярных регионов. Федеральный центр готовится к “инвентаризации“ государственных гарантий и льгот северянам.

Север - это высокоширотная часть территории России, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями, обуславливающими повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения.

Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и геополитических интересов России. Здесь сосредоточены основные запасы углеводородного, фосфорного и алюминий-содержащего сырья, алмазов, редких, цветных и благородных металлов, добывается 93 процента природного газа, 75 процентов нефти, включая газовый конденсат, 100 процентов алмазов, кобальта, платиноидов, апатитового концентрата, 90 процентов меди, никеля, 2/3 золота, производится половина лесной и рыбной продукции.

Развитие законодательства о государственных гарантиях и компенсациях работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, прошло несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности, обусловленные экономической ситуацией в стране.

В основе установления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лежат обстоятельства, связанные с проживанием и осуществлением ими трудовой деятельности в суровых климатических условиях. Это компенсация повышенных в суровых климатических условиях расходов на содержание жилья, приобретение одежды и обуви, лечение и другое.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029.

Переход к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким ослаблением государственного регулирования, болезненно отразился на социальной ситуации в северных районах. Несмотря на то что на северных территориях формируется значительная доля доходов федерального бюджета, состояние бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющих в своем составе районы Севера, постоянно ухудшается. Хотя спад в промышленности за годы реформ здесь был меньше, чем в среднем по России, однако снижение реальных доходов северян и уровень безработицы значительно выше, чем у россиян в целом. Особенно резко снизился уровень жизни коренных малочисленных народов Севера.

Кризис в экономике и социальной сфере северных районов Российской Федерации в 90-е годы достиг критических размеров. Советом Федерации было принято постановление от 15 мая 1997 г. N 163-СФ “О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, где констатировалось, что снижаются объемы производства, падает уровень жизни людей, закрываются предприятия, растет отток наиболее квалифицированных специалистов. Это было следствием того, что проводимая в стране экономическая политика не учитывала специфику северных территорий, особенности формирования в них рыночных отношений, а также разрушением государственной поддержки экономического и социального развития северных регионов. Ниже допустимого уровня были сокращены бюджетные ассигнования на жизнеобеспечение населения, в том числе на организацию досрочного северного завоза. Совет Федерации обратил внимание на недопустимость сокращения государственной поддержки экономики и жизнеобеспечения северных районов России и необходимость учитывать в проводимой экономической политике специфику северных территорий и особенности их перехода к рыночным отношениям.

Однако выход из кризиса Совет Федерации и Правительство РФ видели по-разному. В своем постановлении от 7 марта 2000 г. N 198 Правительство РФ констатировало, что “сложившаяся система государственной поддержки Крайнего Севера вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями. Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели“.

В этой связи необходимо было сформировать целостную систему компенсаций и гарантий, адекватную рыночным требованиям.

В итоге приоритетной оказалась концепция правительства. Законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ были внесены существенные изменения в Закон от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ (далее - Закон), а также в отдельные статьи главы 50 Трудового кодекса. Из 38 статей Закона 25 были признаны утратившими силу ввиду отражения норм данных статей в Трудовом кодексе, а 13 изложены в новой редакции. Рассмотрим основные изменения.

Общие положения

Статья 1 Закона, регламентирующая сферу распространения Закона, была дополнена частью третьей, которая определяет, что гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливают те органы и организации, за счет средств которых финансируется деятельность соответствующих организаций и учреждений:

в организациях, финансируемых из федерального бюджета, гарантии и компенсации устанавливаются федеральными законами;

В этой связи необходимо было сформировать целостную систему компенсаций и гарантий, адекватную рыночным требованиям.



в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами;

в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных Законом (определение размера районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Статья 2 была приведена в соответствие со структурой исполнительной и законодательной власти. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей устанавливается Правительством РФ. До настоящего времени критерии отнесения территорий к районам Севера не приняты и определяются постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029.

Статья 3 определяет перечень лиц, имеющих право на гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, финансируемых из федерального бюджета:

обучающиеся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования;

граждане, относящиеся к малочисленным народам Севера;

граждане, получающие пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

неработающие граждане, получающие трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета;

военнослужащие, уволенные по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации.

Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из местных бюджетов, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств местных бюджетов, устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем (за исключением случаев, непосредственно предусмотренных Законом).

Статья 4 регламентирует разграничение финансового обеспечения гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

граждане, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащие, уволенные по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, граждане, получающие пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, неработающие граждане, получающие трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, - за счет федерального бюджета;

обучающиеся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования;



лица, работающие в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, - за счет муниципальных образований;

граждане, работающие в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - за счет средств работодателя.

Уровень гарантий работников ставится в зависимость от источника финансирования организации, в которой они работают.

Статья 5 устанавливает гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа. Данные гарантии регулируются Трудовым кодексом, законодательством Российской Федерации в области социального страхования, пенсионного обеспечения и занятости населения.

Регулирование оплаты труда

Статья 6 - утратила силу. Нормы гарантий лицам, увольняемым в связи с ликвидацией, отражены в статье 318 Трудового кодекса.

Статья 7 - утратила силу. Нормы данной статьи, регламентировавшие вопросы оплаты труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены в статье 315 Трудового кодекса.

Индексация денежных доходов лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определялась Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР“, который утратил силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. В связи с этим статья 8 была признана утратившей силу.

Так как положения статьи 9, касающиеся порядка выплаты пособия по безработице и стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, полностью отражены в статьях 29-33 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в РФ“, она признана утратившей силу.

Районный коэффициент

Статья 10 изложена в новой редакции. Она регламентирует, что размер и порядок применения районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

Практически такие же изменения касаются и статьи 316 Трудового кодекса.

Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

По вопросу, касающемуся размеров районных коэффициентов к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, следует руководствоваться информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 9 июня 2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19 мая 2003 г. N 670-9, ПФ РФ от 9 июня 2003 г. N 25-23/5995.

Процентная надбавка

Статья 11 также изложена в новой редакции. Изменения аналогичны изменениям статьи 10. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В этой редакции статьи нет нормы, в соответствии с которой молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.

Аналогичные изменения касаются статьи 317 Трудового кодекса.

Порядок установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате закреплен в статье 314 Трудового кодекса РФ. Поэтому статья 12 признана утратившей силу.

По вопросу начисления районного коэффициента и процентной надбавки на стипендию изданы письма Минздравсоцразвития РФ от 20 января 2005 г. N 95-пр, 97-пр.

Продолжительность отпусков

Статья 13, устанавливающая порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, была также признана утратившей силу. Исключение статьи 13 никак не отразилось на правах и интересах северян: статьи 115 и 322 Трудового кодекса продолжают действовать без изменений.

Изменения, внесенные в статью 14, устанавливающую длительность дополнительных отпусков, приводят текст статьи в соответствие с нормами статьи 321 Трудового кодекса - продолжительность отпусков установлена в календарных днях:

в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня;

в приравненных к ним местностях - 16 календарных дней;

в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 8 календарных дней.

Предоставление дополнительного отпуска лицам, работающим в остальных районах Севера, в Трудовом кодексе не предусмотрено.

Дополнительные отпуска предоставляются помимо установленного основного отпуска и иных дополнительных отпусков, связанных, например, с опасными и вредными условиями труда. При этом общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного оплачиваемого основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.

Статья 15, регламентировавшая порядок соединения отпусков, признана утратившей силу. Нормы, касающиеся соединения отпусков, отражены в статье 322 Трудового кодекса, а реализация права на отпуск при увольнении - в статье 127 Трудового кодекса.

Нормы статьи 16 по порядку предоставления отпуска по беременности и родам установлены в статье 255 Трудового кодекса. Поэтому статья 16 признана утратившей силу. А порядок исчисления пособия в настоящее время определен постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375.

Регулирование жилищных отношений. Отдельные льготы

Раздел IV (статьи 17-19), регулировавший жилищные отношения, признан утратившим силу ввиду принятия Жилищного кодекса. Северяне лишились многих льгот.

Раздел V (статьи 20-23), который предусматривал льготы отдельным категориям граждан, также признан утратившим силу. Часть льгот отражена в Трудовом кодексе. А отмену некоторых льгот пришлось компенсировать изданием дополнительных правовых актов.

Студентам и школьникам, нуждающимся в стационарном лечении в других регионах России, проезд к месту лечения и обратно теперь не оплачивается.

Дополнительный выходной день без сохранения заработной платы при наличии ребенка в возрасте до 16 лет предоставляется по заявлению одному из родителей в соответствии со статьей 319 Трудового кодекса.

Сохранилась для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и 36-часовая рабочая неделя с сохранением заработной платы в том же размере, что и при полной рабочей неделе. Это определено статьей 320 Трудового кодекса только при отражении данной нормы в коллективном и трудовом договоре.

По-прежнему один из работающих родителей (опекун, попечитель) может получить ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка. Эти нормы закреплены статьей 322 Трудового кодекса.

Социальное страхование и пенсионное обеспечение

В статью 24 Закона было внесено существенное дополнение, ограничивающее максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законодательством. В настоящее время порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375.

Признаны утратившими силу статьи 25-31, которыми устанавливались некоторые назначения и выплаты пенсий лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Положения, содержавшиеся в статьях 25-29 Закона, применяются как нормы Законов от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ. Законом от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2008 года для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 и 20 календарных лет соответственно, установлены повышенные размеры базовых частей трудовой пенсии по старости и по инвалидности. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Размеры пенсий приведены в таблице.

Указанные размеры базовых частей трудовых пенсий устанавливаются пенсионерам независимо от места их жительства, в том числе при их проживании за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Гарантии материального обеспечения и транспортных расходов.

Гарантии медицинского обслуживания


Статья 32 признана утратившей силу. Гарантии медицинского обслуживания, ранее закрепленные статьей 32 Закона, определены статьей 323 Трудового кодекса.

Они состоят в оплате для лиц, работающих в учреждениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, стоимости проезда до места медицинской консультации или лечения в тех случаях, когда они не могут быть предоставлены по месту проживания. Проезд должен быть оплачен работнику: если это предусмотрено коллективным договором организации и работник представил медицинское заключение, выданное в установленном порядке.

Таблица

-----------------------------------------------------T---------------------------------------------¬
¦ Категория пенсионеров ¦ Сумма пенсии (руб.) ¦
¦ +----------------------T----------------------+
¦ ¦ С 1 января 2008 г. ¦ С 1 августа 2008 г. ¦
¦ +---------T------------+---------T------------+
¦ ¦ Районы ¦Приравненные¦ Районы ¦Приравненные¦
¦ ¦ Крайнего¦ местности ¦ Крайнего¦ местности ¦
¦ ¦ Севера ¦ ¦ Севера ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦ Размер базовой части трудовой пенсии по старости ¦
+----------------------------------------------------T---------T------------T---------T------------+
¦Лицам при наличии страхового стажа не менее 25 лет у¦ 2340 ¦ 2028 ¦ 2691 ¦ 2332,20 ¦
¦мужчин и не менее 20 лет у женщин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦Лицам при наличии страхового стажа не менее 25 лет у¦ 4680 ¦ 4056 ¦ 5382 ¦ 4664,40 ¦
¦мужчин и не менее 20 лет у женщин, достигшим¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ограничение способности к трудовой деятельности III¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦степени ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦Лицам при наличии страхового стажа не менее 25 лет у¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мужчин и не менее 20 лет у женщин (за исключением¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инвалидами, имеющими ограничение способности к¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦трудовой деятельности III степени), на иждивении¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦которых находятся нетрудоспособные члены семьи¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(подп. 1, 3, 4 п. 2 и п. 3 ст. 9): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии одного такого члена семьи ¦ 3120 ¦ 2704 ¦ 3588 ¦ 3109,60 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии двух таких членов семьи ¦ 3900 ¦ 3380 ¦ 4485 ¦ 3887,00 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии трех и более таких членов семьи ¦ 4680 ¦ 4056 ¦ 5382 ¦ 4664,40 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦Лицам при наличии страхового стажа не менее 25 лет у¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мужчин и не менее 20 лет у женщин, достигшим возрас-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦та 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими огра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ничение способности к трудовой деятельности III сте-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пени, на иждивении которых находятся нетрудоспособ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ные члены семьи (подп. 1, 3, 4 п. 2 и п. 3 ст. 9): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии одного такого члена семьи ¦ 5460 ¦ 4732 ¦ 6279 ¦ 5441,80 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии двух таких членов семьи ¦ 6240 ¦ 5408 ¦ 7176 ¦ 6219,20 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии трех и более таких членов семьи ¦ 7020 ¦ 6084 ¦ 8073 ¦ 6996,60 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦ Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности ¦
+----------------------------------------------------T---------T------------T---------T------------+
¦Лицам при наличии страхового стажа не менее 25 лет у¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мужчин и не менее 20 лет у женщин в зависимости от¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦степени ограничения трудоспособности: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- III степени ¦ 4680 ¦ 4056 ¦ 5382,00 ¦ 4664,40 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- II степени ¦ 2340 ¦ 2028 ¦ 2691,00 ¦ 2332,20 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- I степени ¦ 1170 ¦ 1014 ¦ 1345,50 ¦ 1166,10 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦Лицам при наличии страхового стажа не менее 25 лет у¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мужчин и не менее 20 лет у женщин, на иждивении¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦которых находятся нетрудоспособные члены семьи¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(подп. 1, 3, 4 п. 2 и п. 3 ст. 9): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- III степени ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии одного такого члена семьи ¦ 5460 ¦ 4732 ¦ 6279 ¦ 5441,80 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии двух таких членов семьи ¦ 6240 ¦ 5408 ¦ 7176 ¦ 6219,20 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии трех и более таких членов семьи ¦ 7020 ¦ 6084 ¦ 8073 ¦ 6996,60 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- II степени ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии одного такого члена семьи ¦ 3120 ¦ 2704 ¦ 3588 ¦ 3109,60 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии двух таких членов семьи ¦ 3900 ¦ 3380 ¦ 4485 ¦ 3887,00 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии трех и более таких членов семьи ¦ 4680 ¦ 4056 ¦ 5382 ¦ 4664,40 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- I степени ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии одного такого члена семьи ¦ 1950 ¦ 1690 ¦ 2242,50 ¦ 1943,50 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии двух таких членов семьи ¦ 2730 ¦ 2366 ¦ 3139,50 ¦ 2720,90 ¦
+----------------------------------------------------+---------+------------+---------+------------+
¦- при наличии трех и более таких членов семьи ¦ 3510 ¦ 3042 ¦ 4036,50 ¦ 3498,30 ¦
L----------------------------------------------------+---------+------------+---------+-------------

Гарантии медицинского обслуживания для работников других организаций должны устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и коллективными договорами. Однако данное правомочие до сих пор используется в северных регионах редко, что фактически лишает работников права на гарантии медицинского обслуживания на Севере.

Компенсация транспортных расходов

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно закреплена в статье 33 Закона и статье 325 Трудового кодекса.

Право на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно гарантировано теперь только лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета.

Они, как и прежде, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.

В последнее время довольно актуальным стал вопрос об оплате проезда в отпуск за границу. Где кончается территория России, проезд по которой может быть оплачен?

Если ехать за границу на поезде, то место пересечения границы и стоимость проезда по территории РФ определяются по билету и справке с железнодорожного вокзала о стоимости проезда и провоза багажа до пограничной станции. А при полете на самолете пересечением Государственной границы РФ будет являться прохождение отпускником пункта пропуска, установленного в аэропорте. Если самолет совершит промежуточную посадку на территории РФ, то работнику будет оплачена стоимость перелета до пункта промежуточной посадки. Если самолет промежуточных посадок не делает, то отпускник должен оплатить весь перелет за собственный счет.

Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа неработающим членам семьи работника (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования ими отпуска.

Если работник по каким-либо причинам своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда, то выплаты за прошлое время ему не производятся, так как они являются целевыми.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно закреплена статьей 34 Закона. В целях реализации данной статьи было принято постановление Правительства РФ от 1 апреля 2005 г. N 176, в котором закреплены правила компенсации расходов пенсионерам. Министерство здравоохранения и социального развития РФ обязали дать разъяснения по применению этих правил. Согласно указаниям министерством были изданы разъяснительные письма от 19 мая 2006 г. N 1389-19, 1391-19 по вопросу применения правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно.

Гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом

Порядок предоставления гарантий и компенсаций лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, в новой редакции статьи 35 уточнен в соответствии с положениями статьи 326 Трудового кодекса. Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника;

оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не более пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;

оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.

Работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

Данные гарантии и компенсации предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.

Старая редакция Закона не гарантировала оплату стоимости проезда и провоза багажа членам семьи в случае смерти самого работника. Теперь эта несправедливость устранена.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.

Защита прав и возмещение

Новая редакция статьи 36 Закона уточняет, что граждане и организации имеют право на возмещение ущерба, причиненного не только нарушениями законодательства, но и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и коллективных договоров.

Признана утратившей силу и статья 37 Закона, которая устанавливала перечень органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства и соблюдением установленных гарантий и компенсаций.

Подводя итог, можно сказать следующее:

во-первых, расширение возможностей локального регулирования при отсутствии минимальных государственных стандартов льгот, исключение общего регулирования вопросов гарантий и компенсаций работникам, безусловно, снижает уровень государственной защиты прав работников;

во-вторых, общая тенденция на свертывание государственных гарантий в сфере труда, в частности в отношении труда работников негосударственного сектора экономики, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, свидетельствует об ослаблении государственного интереса к развитию данных территорий.

Обзор судебных решений по “северному“ законодательству

Районный коэффициент и надбавки


Постановление ФАС Московского округа от 24 апреля 2006 г., 17 апреля 2006 г. N КГ-А40/3085-06
Исполнение РФ принятой на себя в соответствии с Законом от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 обязанности по возмещению расходов на предоставление организациями государственных гарантий и компенсаций (а именно по выплате работникам районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате и предоставлению дополнительных отпусков) не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия бюджетных средств и от факта неустановления порядка их распределения для компенсации расходов по предоставлению льгот.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 декабря 2006 г. N Ф03-А59/06-1/4787
Заявление о признании недействительным предписания Росфиннадзора правомерно удовлетворено, поскольку начисления и выплаты гражданам повышенного районного коэффициента произведены в пределах утвержденной сметы.

Определение Верховного Суда РФ от 15 августа 2007 г. N 57-Г07-27
Суд отменил решение Красноярского краевого суда от 25 мая 2007 г. и признал частично недействующим пункт 11 Положения о выплате вознаграждения педагогическим работникам краевых государственных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя, утвержденного постановлением Совета администрации Красноярского края от 7 февраля 2007 г. N 26-п в той части, в которой не предусмотрено учитывать при определении средств на выплату вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также районный коэффициент, установленный субъектом Российской Федерации.

Для справки
Предоставление гарантий и компенсаций лицам, командированным на Север либо часто пребывающим на Севере в силу разъездного характера работ, действующим законодательством не предусмотрено.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 апреля 2007 г. N А33-15167/06-Ф02-1857/07
Суд правомерно признал незаконным решение Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ о непринятии к зачету расходов страхователя - плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования, поскольку при определении размера по временной нетрудоспособности, беременности и родам плательщик применял районный коэффициент, руководствуясь нормативно-правовым актом Красноярского края.

Компенсация проезда

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 января 2006 г. N Ф04-9907/2005(19061-А75-25)
Работодатель вправе предусмотреть в коллективном договоре, что оплата стоимости проезда работников и членов их семей личным транспортом к месту проведения отпуска и обратно производится исходя из стоимости авиабилетов до крупного ближайшего населенного пункта, имеющего аэропорт, а не по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем, как установлено статьей 325 Трудового кодекса.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2006 г. N Ф04-8050/2006(29353-А81-37), Ф04-8050/2006(29002-А81-37)
Суд отметил, что на основании статьи 325 Трудового кодекса и статьи 33 Закона от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 работникам оплачивается проезд к месту отпуска и обратно в пределах территории РФ. То есть законодательно установлено, что проезд за пределами территории РФ работникам не оплачивается. Таким образом, лицам, выезжающим отдыхать за границу РФ, должен оплачиваться проезд только по территории РФ.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 ноября 2006 г. по делу N А26-4765/2006-28
Суд указал, что лицам, выезжающим отдыхать за границу РФ, должен оплачиваться проезд только по территории РФ. По мнению суда, иное толкование статьи 325 Трудового кодекса свидетельствовало бы об ограничении законодателем свободы выбора работниками места проведения отпуска. Более того, это ставило бы в неравное положение лиц, проводящих отпуск на территории РФ и за ее пределами, в частности в ближнем зарубежье.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 октября 2006 г. по делу N А42-1934/2006
Суд пришел к выводу, что трудовое законодательство не исключает возможности получить компенсацию стоимости проезда к месту отпуска и обратно на третий, пятый и так далее годы работы. Как отметил суд, статья 325 Трудового кодекса предусматривает право работника на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту отпуска и обратно.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 августа 2006 г. N А19-14994/05-40-Ф02-3415/06-С1, А19-14994/05-40-Ф02-4016/06-С1
Суд пришел к выводу, что Трудовой кодекс не содержит каких-либо ограничений по числу членов семьи работника, работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющих право на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно.

Определение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2006 г. N 70-Г06-12
Любые документы, подтверждающие факт пребывания (нахождения) пенсионера в месте отдыха (в том числе самоорганизованного), могут рассматриваться органами Пенсионного фонда Российской Федерации для принятия решения об оплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда. При этом сроки пребывания (нахождения) пенсионера в месте отдыха не устанавливаются.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 сентября 2007 г., 4 сентября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/3301
Местная администрация обратилась к Минфину РФ с иском о компенсации расходов на проезд в отпуск и обратно работников бюджетных учреждений, на которых распространялось действие Закона от 19 февраля 2003 г. N 4520-1. Доводы Минфина РФ о том, что указанные расходы должны компенсироваться работодателем из собственных средств в соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ, отклоняются как необоснованные, так как в данном случае к возмещению предъявлены расходы бюджетного учреждения, находящегося на сметно-бюджетном финансировании, и поэтому ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на Российской Федерации в лице его финансового органа.

Налогообложение

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2006 г. N Ф04-525/2006(19865-А75-33)
Суд счел, что установление предприятием в соответствии с условиями коллективного договора дополнительных социальных льгот и гарантий для своих работников не противоречило нормам трудового и налогового законодательства и не противоречило принципам определения расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, поскольку такое право организаций, не финансируемых из соответствующих бюджетов, прямо вытекает из пункта 7 статьи 255 Налогового кодекса.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 января 2006 г. N А05-8372/2005-26
Суд указал, что нарушение обществом пункта 40 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, не могло являться основанием для начисления налога на прибыль, ЕСН и налога на доходы физических лиц. Природа выплат в таких случаях не меняется, а налоговое законодательство не предусматривает последствий нарушения периодичности компенсационных выплат.

А.А. Комлева,

редактор-эксперт журнала “Бюджетный учет“

П.А. Кучеренко,

старший преподаватель
кафедры конституционного и муниципального права
юридического факультета РУДН, кандидат юридических наук


“Бюджетный учет“, N 2, февраль 2008 г.