В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Как проводился отбор преподавательского состава для военных академий императорской России

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2009, N 5


КАК ПРОВОДИЛСЯ ОТБОР ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ДЛЯ ВОЕННЫХ
АКАДЕМИЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ


Автор статьи предлагает читателям интересный исторический экскурс - знакомство с оригинальным опытом отбора профессорско-преподавательского состава для военных академий императорской России.

Высшее военное образование в Российской империи было представлено военными академиями: Николаевской Генерального штаба, Михайловской артиллерийской, Николаевской инженерной, Александровской военно-юридической, Интендантской и Военно-медицинской. По свидетельству современников, образование, полученное в этих учебных заведениях, отмечалось не только высоким качеством, но и, с одной стороны, фундаментальностью, а с другой стороны, практической направленностью.

Это было связано с тем, что руководство военных академий значительное внимание уделяло всем аспектам обеспечения высокого качества подготовки офицеров. Важную роль в этом играли преподаватели академий, обладающие высокой профессиональной квалификацией, широким кругозором и владеющие педагогическим мастерством.

На профессоров и преподавателей военных академий возлагались следующие обязанности: 1) чтение лекций, в том числе и в объеме, который необходим для выполнения программ в академии и в соответствующих училищах; 2) руководство как в течение курса, так и в летние месяцы практическими занятиями офицеров, обучающихся в академии, и юнкеров соответствующих училищ; 3) проведение экзаменов и присутствие на приемных экзаменах и на прочих испытаниях в академии и в училищах; 4) составление, исправление и пополнение учебных записок и руководств; 5) чтение публичных лекций; 6) содействие научной разработке вопросов, имеющих отношение к преподаваемому предмету [1, с. 28]. Именно поэтому правильно организованный отбор профессорско-преподавательского состава имел исключительно важное значение.

Профессора утверждались в должности и отстранялись от нее Высочайшим приказом, а штатные преподаватели назначались: в Николаевской академии Генерального штаба - ее начальником; в Михайловской артиллерийской академии - Генерал-фельдцейхмейстером; в Николаевской инженерной академии - Главным начальником инженеров; в Военно-юридической академии - начальником Главного военно-судного управления. Нештатные преподаватели допускались к преподаванию приказами начальника академии.

Право преподавания в академиях определялось или на основании особого испытания в Конференции академии (аналога современного ученого совета), или без испытания.

Без испытания к преподаванию могли быть допущены: “1) по главным и вспомогательным предметам - профессора и преподаватели этих предметов в высших учебных заведениях и лица, известные своими учеными трудами (последние допускались к преподаванию без испытания лишь с одобрения Конференции, которая могла требовать от них чтения пробных лекций); 2) по черчению - преподаватели черчения в других заведениях и вообще все офицеры, получившие академическое образование и известные своим искусством в съемке и черчении“ [1, с. 25]. Все остальные лица подвергались испытанию, которое заключалось в защите диссертации, а иногда, кроме того, и в чтении пробной лекции из того курса, преподавание которого планировалось поручить испытуемому.

Желающие занять вакантное место экстраординарного профессора (преподаватели академий или военных училищ, имеющие педагогический стаж не менее одного года) не позднее чем через два месяца после объявления конкурса, должны были представить начальнику академии свое заявление с указанием одной или нескольких тем, по которым они хотели бы писать диссертацию (или того раздела науки, по которому они хотели бы получить тему). Список лиц, желающих занять вакантное место, вносился в Конференцию академии, которая на своем заседании определяла, кого из этого списка следует допустить к испытанию, и устанавливала каждому из допущенных тему диссертации. На написание диссертации каждому кандидату отводилось восемь месяцев, после чего Конференция поручала предварительное рассмотрение диссертаций особой комиссии, состоящей из преподавателей того предмета, к которому диссертация относилась, и двух членов Конференции. Члены комиссии были обязаны к назначенному сроку представить письменные отзывы по каждой диссертации, на основании которых Конференция принимала решение о допуске диссертации к защите или об ее возвращении автору. Все допущенные к защите диссертации печатались или литографировались в академии и раздавались членам Конференции и лицам, приглашенным на защиту по указанию Военного министра.

С 1863 г. была предусмотрена следующая процедура защиты диссертации [2, с. 480 - 482]. Защита проводилась при полном собрании Конференции, которая назначала “для непосредственного возражения испытуемому“ двух оппонентов и одного руководителя испытания. На защите диссертации одним из конкурентов другие не присутствовали.

Защита начиналась с устного изложения автором своего взгляда на науку, к которой относилась его работа, и на способ преподавания этой науки в академии. Затем защищающийся должен был изложить в главных чертах сущность своего труда и, выслушав замечания руководителя испытания и оппонентов, дать по ним свои объяснения. Другие лица, присутствующие при защите, могли задавать вопросы не только по самой диссертации, но и по тому предмету, к которому она относилась, и выступать с критикой диссертации, однако их вопросы и выступления допускались только после вопросов и выступлений оппонентов и членов Конференции.

Словарь управления персоналом. Профессор - 1) ученое звание преподавателя высшего учебного заведения (профессор по кафедре) или сотрудника научного учреждения (профессор по специальности);

2) должность преподавателя высшего учебного заведения.

Ординарный - в обозначениях ученых должностей - штатный, полагающийся по штату, занимающий кафедру; противоп. - экстраординарный (сверхштатный; офиц. дореволюц.), ординарный профессор, ординарный академик.

К обязанностям руководителя испытания относились: а) наблюдение за соблюдением последовательности доклада диссертантом; б) назначение порядка для возражений и критики; в) наблюдение за правильностью проведения прений.



По результатам защиты Конференция путем закрытого голосования принимала решение об успешности или неуспешности проведенного испытания.

В том случае если на вакантную должность экстраординарного профессора было несколько претендентов, выдержавших испытание, решение о назначении одного из них принимал начальник академии с учетом мнения Конференции. Другие кандидаты сохраняли в течение трех лет право на замещение открывающихся вакансий без возобновления испытания. Экстраординарным профессором мог также стать опытный преподаватель, внесший значительный вклад в развитие соответствующей науки.

Если Конференция принимала решение о необходимости проведения кандидатом пробной лекции, то ее тема по одному из частных вопросов курса выдавалась испытуемому за две недели до дня проведения занятия. Окончательное решение о пригодности кандидата принималось в этом случае по результатам обоих испытаний (защиты диссертации и проведения пробной лекции).

Вакантная должность ординарного профессора замещалась одним из экстраординарных профессоров по представлению начальника академии и с разрешения Военного министра.

Ординарные и экстраординарные профессора из военных чинов, заслужившие право на полную пенсию по учебной службе и прослужившие не менее 10 лет в должности профессора академии, могли быть представлены по решению Конференции и с разрешения Военного министра к званию заслуженного профессора, утверждение в котором производилось Высочайшим приказом. Для получения звания заслуженного профессора профессором из гражданских чинов требовалось, кроме того, прослужить не менее 25 лет в должности преподавателя высшего учебного заведения [1, с. 28].

В то же время в каждой академии существовали свои особенности как в организации преподавания учебных предметов, так и в подборе профессорско-преподавательского состава.

В Николаевской академии Генерального штаба было принято правило допускать профессоров и их адъюнктов сначала к исполнению этих должностей и только через год, после оценки их познаний и способностей к преподаванию, утверждать их в этих должностях, засчитывая этот год в действительную академическую службу. Те же, кто был не способен к преподаванию, увольнялись из академии, не дожидаясь истечения года [3, с. 103].

Для предупреждения злоупотреблений профессорам, адъюнктам и всем сотрудникам академии “строжайше запрещалось давать приватные уроки офицерам, посещающим академию“. Нарушителей немедленно исключали из списков академии [3, с. 104].

К преподаванию предметов, по которым в академии не было профессорских кафедр, за исключением съемки и черчения, допускались профессора и преподаватели соответствующих предметов в высших учебных заведениях и лица, известные своими учеными трудами в тех же областях науки. К преподаванию съемки и черчения допускались преподаватели этих предметов в других учебных заведениях, а также все офицеры, получившие академическое образование и известные своим искусством в съемке и черчении.

С 1910 г. лица, не состоящие на службе при академии или состоящие при ней в других штатных должностях, могли назначаться, с разрешения начальника Генерального штаба и согласия Конференции и начальника академии, на должности ординарных и экстраординарных профессоров и штатных преподавателей. С этого же года в академии появились должности нештатных преподавателей, право приглашения которых имел начальник академии [4, с. 2863 - 2867].

В Михайловской артиллерийской и Николаевской инженерной академиях существовал аналогичный порядок отбора профессорско-преподавательского состава. В то же время в них существовала такая категория преподавательского состава, как репетиторы, которые избирались из офицеров, окончивших с отличием курс соответствующей академии, а также из лиц, закончивших и другие высшие учебные заведения. Основной их задачей было содействие преподавателям академии: в руководстве обучением офицеров на практических занятиях как в классах, так и в поле; в проведении репетиций и экзаменов; в проверке выполнения задач и работ, выполненных офицерами; в составлении учебных записок.

По усмотрению инспектора классов академии репетиторам могли быть поручены занятия в соответствующем училище (артиллерийском или инженерном). Те из репетиторов, кто выдерживал пробную лекцию, допускались к преподаванию в училище “за особое вознаграждение“. Если репетитор, состоя в этом звании три года, не выдерживал испытания на звание преподавателя, он отчислялся из академии. Репетитор, выдержавший испытание, но не занявший штатного места преподавателя, получал право преподавать в академии и в училище [1, с. 29].

Преподавание в Александровской военно-юридической академии осуществлялось ординарными и экстраординарными профессорами, штатными и нештатными преподавателями. В качестве штатных и нештатных преподавателей в академию допускались: а) по предметам общего юридического курса, за исключением церковного права и судебной медицины, - лица, имеющие ученую степень, по крайней мере, кандидата по соответствующему разряду наук; б) по церковному праву - лица, получившие от Духовной академии диплом магистра и удостоверение в том, что они прослушали курс церковного права; в) по судебной медицине - лица, имеющие степень доктора медицины [5, с. 953].

В случае открытия вакансии в общем числе ординарных профессоров, это звание, с разрешения Военного министра, предоставлялось одному из экстраординарных профессоров по представлению начальника академии.

На должность экстраординарного профессора могли быть избраны: а) по военно-уголовным законам; военно-уголовному судопроизводству и военно-административным законам - офицеры, закончившие курс Военно-юридической академии по первому разряду при условии представления ими диссертации; б) по уголовному праву с уголовным судопроизводством, государственному и гражданскому праву - лица, получившие диплом не ниже первого разряда по соответствующему предмету.



На должности штатных и нештатных преподавателей могли быть избраны: а) по предметам юридическим - лица, получившие диплом не ниже первого разряда по соответствующему предмету или звание приват-доцента по юридическому факультету; б) по судебной медицине - лица, имеющие степень доктора медицины; в) по русскому и иностранным языкам - лица, имеющие право на преподавание этих предметов в военно-учебных заведениях.

Лица, удовлетворяющие условиям для замещения должностей экстраординарных профессоров и преподавателей, ранее не занимавшиеся преподаванием соответствующих предметов в высших учебных заведениях, должны были прочитать две пробные лекции: одну - на тему по собственному выбору, другую - на тему, данную Конференцией.

Кандидаты на должности профессоров и преподавателей, удовлетворяющие всем требованиям, избирались на собрании Конференции академии путем закрытого голосования. Избранным считался тот, кто набрал большее число голосов.

Профессора и штатные преподаватели академии после выслуги срока на полную пенсию могли быть оставлены на службе не иначе, как по представлению начальника академии и по баллотировке в Конференции. Избрание имело силу не более 5 лет. Профессора, получившие право на полную пенсию по учебной службе и прослужившие в звании профессора не менее 10 лет, получали звание заслуженного профессора [6, с. 375 - 376].

Ординарные и экстраординарные профессора Военно-медицинской академии избирались Конференцией по конкурсу и утверждались в должностях Высочайшим приказом. Адъюнкты, прозекторы и адъюнкт-лаборанты избирались Конференцией по конкурсу и утверждались в должностях военным министром. Ассистенты избирались профессорами практических кафедр из врачей, “имеющих высшую учебную степень“, и утверждались в должностях начальником академии.

Избираемый на должность преподавателя по медицинской части должен был иметь степень доктора “по разряду наук, соответствующих кафедре“. На кафедры естественных наук назначались лица, имеющие степень доктора или магистра по соответствующему разряду наук.

К преподаванию ветеринарных наук допускались лица, имеющие высшую степень по этим наукам. Для назначения на должность преподавателя по фармацевтической части необходимо было иметь высшую степень по фармации или степень доктора медицины или магистра химии.

Прозекторы (которые заведовали анатомическими кабинетами) должны были иметь высшую ученую степень по медицинской или ветеринарной части.

Адъюнкт-лаборанты (готовившие препараты для химических или фармацевтических лекций) должны были быть магистрами химии или фармации.

Избрание на должности по конкурсу проводилось в три этапа: 1) специально назначенная комиссия Конференции подробно рассматривала “ученые труды, права и степень способности“ кандидатов на занятие открывшейся вакансии и представляла Конференции свое заключение; 2) кандидаты, ранее не преподававшие в высших учебных заведениях, должны были прочитать в Конференции две пробные лекции на темы по собственному выбору: одну “демонстративную“, а другую - теоретическую; 3) после обсуждения кандидатур проводилась закрытая баллотировка. Избранным считался кандидат, получивший более половины голосов членов Конференции, присутствовавших на заседании. При равенстве голосов проводилось повторное голосование. Если и оно не выявляло победителя, решение принималось Военным министром.

В случае если ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, замещение вакантной должности возлагалось на одного из преподавателей академии, но не более чем на один год с выплатой вознаграждения, не превышающего половины его оклада.

Лица, желающие читать частные лекции в академии и удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к преподавателям академии, допускались по результатам баллотировки в Конференции, утвержденным Главным военно-медицинским инспектором, к чтению лекций по выбранным ими наукам в качестве приват-доцентов, которым не полагалось определенного штатом содержания, а выплачивалось “соразмерное их трудам вознаграждение“. Приват-доценты, не занимающиеся в течение двух лет преподаванием своего предмета в академии, теряли свои звания.

Экстраординарные профессора и адъюнкты в соответствии с их учебными заслугами и способностями к преподаванию назначались на вакантные должности: первые - ординарных профессоров, а вторые - экстраординарных профессоров, по результатам баллотировки в Конференции на общем основании [7, с. 853 - 855].

Профессора академии, по выслуге лет на полную пенсию, могли быть оставлены на службе не иначе как по новому баллотированию в Конференции на общем основании. При этом новое избрание имело силу в течение пяти лет, после чего профессор мог еще не более одного раза баллотироваться на эту должность (снова не более 5 лет), затем увольнялся на пенсию.

Ординарный профессор, по выслуге 25 лет в должности штатного преподавателя академии, удостаивался, по выбору Конференции, звания заслуженного профессора. В звания академиков Конференция избирала заслуженных профессоров, прослуживших в последнем звании 10 лет и “заявивших себя учеными трудами“. Число академиков было не ограничено, но только четырем из них было положено прибавочное содержание. Академики и заслуженные профессора утверждались в званиях Высочайшими приказами.



В почетные члены и корреспонденты академии избирали лиц, “заявивших себя учеными трудами и вообще заслугами на научном поприще, или отличающихся любовью к науке и содействующих успехам ей своею помощью и пожертвованиями“. Избрание в почетные члены и корреспонденты проводилось баллотировкой в Конференции. Избранные утверждались в звании Военным министром и получали специальные дипломы.

В случае “нерадения преподавателей“ и при “безуспешности“ сделанных им от имени Конференции замечаний, Конференцией академии рассматривался вопрос об отстранении таких преподавателей от должностей, решение о котором должно было приниматься не менее чем двумя третями голосов ее членов, поданных в процессе тайного голосования [7, с. 855].

Таким образом, подбор профессорско-преподавательского состава военных академий обеспечивал преподавание учебных предметов высококлассными специалистами, обладающими не только военно-профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и владеющими педагогическим искусством и мастерством.

Литература

1. Свод военных Постановлений 1869 г. Часть четвертая. Военные заведения. Кн. XV. Заведения военно-учебные. Изд. 2. - СПб., 1896.

2. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собрание 2. 1863. Т. XXXVIII. Отделение I. N 39639. - СПб., 1866. С. 480 - 482.

3. ПСЗ РИ. Собрание 2. 1830. Т. V. Отделение II. N 3975. - СПб., 1831. С. 91 - 107.

4. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. 1910. Отдел первый. Второе полугодие. - СПб., 1910.

5. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. 1878. Второе полугодие. - СПб., 1878.

6. ПСЗ РИ. Собрание 3. 1888. Т. VIII. N 5096. - СПб., 1890. С. 116 - 133.

7. ПСЗ РИ. Собрание 2. 1869. Т. XLIV. Отделение I. N 47315. - СПб., 1873. С. 851 - 866.

В.Коровин
Д. п. н.,

профессор
кафедры педагогики
и педагогической психологии,

начальник управления
основных образовательных программ
Воронежского государственного
университета

Подписано в печать
12.04.2009