В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Подарки клиентам и сотрудникам. Оформление и налогообложение

“Бухгалтерия и кадры“, 2008, N 11


ПОДАРКИ КЛИЕНТАМ И СОТРУДНИКАМ.

ОФОРМЛЕНИЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ


Любому предприятию время от времени необходимо поощрить постоянного клиента, выгодного поставщика или усердного работника. Соответствующие подарки нередко бывают приурочены к знаменательным и праздничным датам. Такие ситуации не могут не отражаться на хозяйственной деятельности и налоговой нагрузке организации.

Для начала определимся с понятиями: согласно п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности
перед собой или перед третьим лицом.

Таким образом:

- обязательным условием дарения является безвозмездность, то есть выдача подарка не должна быть обусловлена какими-либо встречными обязанностями со стороны одаряемого;

- подарком может быть вещь, прощение долга, погашение дарителем долга одаряемого.

При принятии решения о дарении необходимо учесть ограничения, которые предусматривает ст. 575 ГК РФ. В частности, не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время это 500 руб., (ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда“)):

- от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

- работникам образовательных и медицинских учреждений, фирм, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе предприятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

- государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

- в отношениях между коммерческими организациями.

Условно все подарки разделим на подарки юридическим и физическим лицам, и рассмотрим отдельно каждого одаряемого.

Подарки физическим лицам

Сразу определим, что, поскольку в силу п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) стоимость подарков, полученных налогоплательщиками - физическими лицами от организаций или индивидуальных предпринимателей, не превышающая 4000 руб., не облагается налогом на доходы физических лиц, этот вариант нами рассматриваться не будет.

В данной ситуации для целей налогообложения НДФЛ совершенно неважно, является физическое лицо работником организации-дарителя или нет.

Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются
лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Пунктом 2 ст. 226 НК РФ определено, что положения ст. 226 НК РФ не применяются в отношении доходов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ, а именно доходов физических лиц, полученных в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ <1>.

--------------------------------
<1> Доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

В данном случае при получении подарка физические лица обязаны самостоятельно исчислить налог на доходы физических лиц, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.

Поскольку, руководствуясь нормами п. 1 ст. 24 НК РФ, организация-даритель не является налоговым агентом, так как у нее отсутствует обязанность по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с переданных подарков в бюджет, обязанность, предусмотренная п. 2 ст. 230 НК РФ, о представлении сведений о доходах физического лица у нее отсутствует.

Аналогичная позиция высказана в недавнем Письме Минфина России от 8 октября 2008 г. N 03-04-06-01/295.

Обращаем ваше внимание
на то, что, несмотря на изменения, внесенные в НК РФ, в начале года УФНС России по г. Москве в Письме от 17 апреля 2008 г. N 28-11/037306 указывало, что при выдаче подарков организация налоговым агентом признается. И при невозможности удержать налог она должна сообщить об этом в инспекцию. Изменилась ли на данный момент позиция московских налоговиков, неизвестно.

Подарки юридическим лицам

Как уже говорилось, нормами ГК РФ, а именно п. 4 ст. 575 ГК РФ, не допускается дарение подарков стоимостью выше пяти МРОТ в отношениях между коммерческими организациями. В противном случае договор дарения может быть признан недействительной сделкой на основании ст. 168 ГК РФ, поскольку нарушает норму п. 4 ст. 575 ГК РФ.

Учитывая эти положения, можно посоветовать преподносить подарки от имени организации адресно, то есть, например, руководителю компании или отдельным специалистам.

Подробнее остановимся на подарках с символикой организации-дарителя. В данном случае указанные операции могут быть оценены как реклама.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе“ рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы от 5 апреля 2007 г. N АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Следовательно, распространение неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге признается распространением среди неопределенного круга лиц,
в том числе при раздаче сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена.

На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом п. 4 ст. 264 НК РФ.

Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. Об этом сказано в п. 4 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, стоимость сувенирной продукции, содержащей символику организации и передаваемой в соответствии с обычаем делового оборота в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества представителям других организаций, учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в качестве расходов на рекламу. Если сувенирная продукция с символикой вручается во время официального приема представителям организаций-контрагентов, участвующим в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, ее стоимость при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль рассматривается в качестве представительских расходов и подлежит нормированию в установленном для этой категории расходов порядке.

Аналогичная позиция высказана в Письмах официальных органов: ФНС России - от 25 апреля 2007 г. N ШТ-6-03/348@, МНС России - от 16 августа 2004 г. N 02-5-10/51, Минфина России - от 16 августа 2006 г. N 03-03-04/4/136, УФНС России по
г. Москве - от 30 апреля 2008 г. N 20-12/041966.2.

Обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., освобождается от обложения НДС.

Бухгалтерский учет

Подарки приобретаются на основании приказа руководителя. Согласно п. 2 ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов“, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н, подарки принимаются к учету в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости (без НДС).

В момент принятия к учету оформляется приходный ордер (форма N М-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а). При вручении подарков оформляется накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а).

Источником данных выплат могут быть нераспределенная прибыль прошлых лет и прибыль отчетного периода, полученная от текущей деятельности организации.

При выдаче подарков за счет чистой прибыли организации используется счет 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)“; если подарки выдаются за счет прибыли отчетного года (например, за квартал или полугодие), то в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 “Расходы организации“, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, указанные операции отражаются по счету 91 “Прочие доходы и расходы“.

Право распоряжаться прибылью, оставшейся после уплаты всех налогов, имеют участники (акционеры) организации (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ или пп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ
“Об акционерных обществах“). Решение оформляется протоколом общего собрания участников (акционеров).

Схема бухгалтерских проводок:

Дебет 10 Кредит 60
- оприходованы подарки;

Дебет 19 Кредит 60
- выделен НДС, предъявленный поставщиком;

Дебет 68 Кредит 19
- принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком;

Дебет 91 (84) Кредит 10
- списана стоимость подарков в момент вручения;

Дебет 91 (84) Кредит 68
- начислен НДС к уплате в бюджет.

Налогообложение

НДС


Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России. При этом в целях обложения НДС передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Поскольку вручение подарка - это безвозмездная передача, указанные операции облагаются НДС. При этом налоговая база определяется как стоимость указанных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ).

В данном случае организация имеет право принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам подаренных вещей (пп. 1 п. 2 ст. 171, ст. 172 НК РФ).

Аналогичная позиция высказана в Письмах Минфина России от 10 апреля 2006 г. N 03-04-11/64, от 31 марта 2005 г. N 03-04-11/71, от 14 апреля 2008 г. N 03-07-11/144.

Налог на прибыль

В силу п. 16 ст. 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и затрат, связанных с такой передачей, не учитываются в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль. При этом адресат подарка (юридическое или физическое лицо) значения не имеет.

Г.Денисова
Аудитор

Подписано в печать
11.11.2008