В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Финансовое обеспечение выборов Президента России

Финансовое обеспечение выборов Президента России

В соответствии со ст. 81 Конституции РФ, принятой 12.12.1993, Президент РФ выбирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Подходит к концу очередной срок, на который был выбран действующий Президент РФ. В марте 2008 года будут проводиться выборы нового президента. Ни для кого не секрет, что это дорогостоящее мероприятие, важность которого оценивается в масштабе всей страны. Считаем, что читателям будет интересно узнать о том, как и за счет каких источников в соответствии с законодательством РФ финансируется данное мероприятие.

Основным документом, регламентирующим порядок проведения выборов Президента РФ и их финансового
обеспечения, является Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ “О выборах президента Российской Федерации“ (далее - Закон N 19-ФЗ). В соответствии со ст. 9 данного закона мероприятия, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента РФ, финансируются за счет средств федерального бюджета. Кроме того, кандидаты на этот пост обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Средства на проведение выборов (из федерального бюджета, избирательных фондов кандидатов) поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии. Именно она осуществляет контроль за их использованием. Скажем несколько слов о Центральной избирательной комиссии (ЦИК).

Функции и деятельность ЦИК

В соответствии с Регламентом Центральной избирательной комиссии РФ, утвержденным Постановлением ЦИК РФ от 28.06.1995 N 7/46-II, ЦИК признается юридическим лицом и действует на постоянной основе. Она является федеральным государственным органом, функционирование которого связано с:

- организацией подготовки и проведения выборов, референдумов в РФ в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами;

- руководством в пределах своей компетенции деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ;

- контролем за соблюдением избирательных прав граждан РФ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Деятельность ЦИК играет значительную роль в организации финансового обеспечения выборов Президента РФ. Именно на ее счет, открытый в ЦБ РФ, поступают из федерального бюджета средства на проведение выборов. Данные средства зачисляются на счет ЦИК в соответствии с бюджетной росписью не позднее чем в 10-дневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ (ст. 57 Закона N 19-ФЗ). Далее не
позднее чем за 50 дней до дня голосования ЦИК распределяет поступившие в ее распоряжение средства между избирательными комиссиями субъектов РФ. Такие комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования распределяют полученные средства между территориальными избирательными комиссиями, а также между государственными органами, в ведении которых находятся вопросы регистрации и учета избирателей на указанных избирательных участках.

Данные средства ЦИК перечисляет в соответствии со сметами, утверждаемыми ею в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на эти цели (п. 1.11 Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссией РФ другим избирательным комиссиям референдума, утвержденной Постановлением ЦИК РФ от 21.08.2007 N 26/196-5 (далее - Инструкция N 26/196-5)). Форма сметы приведена в Приложениях 7 и 8 к Инструкции N 26/196-5. Поскольку избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные избирательные комиссии, а также государственные органы, в ведении которых находятся вопросы регистрации и учета избирателей, являются бюджетными учреждениями, они осуществляют свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Бухгалтерский учет поступления и расходования средств на проведение выборов Президента РФ нужно будет вести согласно требованиям Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.

Расходы избирательных комиссий

Финансовому обеспечению избирательных комиссий посвящена ст. 64 Закона N 19-ФЗ. В соответствии с п. 2 данной статьи за счет средств федерального бюджета финансируются расходы избирательных комиссий на:

- дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий;

- выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период
подготовки и проведения выборов Президента РФ;

- выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях;

- изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;

- приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов и полномочий избирательных комиссий;

- транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных или отдаленных местностях;

- доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив или на уничтожение;

- развитие избирательной системы, в том числе на внедрение новых избирательных технологий, средств автоматизации, на повышение правовой культуры избирателей и организаторов выборов, на реализацию целевых программ;

- командировки и другие цели, связанные с проведением выборов Президента РФ, а также с обеспечением полномочий и деятельности избирательных комиссий.

Все эти расходы поименованы в смете, форма которой утверждена Инструкцией N 26/196-5.

Говоря об использовании средств федерального бюджета, выделенных на проведение выборов Президента РФ, остановимся на вопросах оплаты труда членов избирательных комиссий. Лица, работающие в избирательных комиссиях с правом решающего голоса, могут осуществлять свою деятельность в этом бюджетном учреждении, будучи штатными работниками, либо на временной основе (основным местом работы данных лиц является работа в другой организации). В случае если для члена избирательной комиссии работа в ней не является постоянным местом работы, за ним сохраняется основное место работы (должность), кроме того, данному лицу выплачивается компенсация за период, в течение которого оно было освобождено от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются ЦИК за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента
РФ (п. 3 ст. 64 Закона N 19-ФЗ).

Что касается оплаты труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, работников аппарата избирательной комиссии, то она производится в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента РФ. Полагаем, что в ближайшее время будет издан нормативный документ, который определит предельный размер компенсации, выплачиваемой члену избирательной комиссии, работающему в ней на временной основе, а также размер дополнительной оплаты труда членов избирательных комиссий, работающих в ней на постоянной основе. Если говорить о выборах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва, то данные вопросы регламентировались Постановлением ЦИК РФ от 12.09.2007 N 29/206-5 “О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва“. Данным документом был установлен максимальный размер компенсации по каждой республике, области, округу, городам Москве и Санкт-Петербургу. Например, размер компенсации, выплачиваемой члену избирательной комиссии в Нижегородской области, не мог превышать 10 650,3 руб., в Москве - 25 402,5 руб.

Расходование средств избирательными комиссиями должно быть в обязательном порядке подтверждено документально.

Помимо выделения из федерального бюджета средств на проведение выборов, данное мероприятие финансируется за счет избирательных фондов кандидатов.

Избирательные фонды кандидатов

В соответствии со ст. 58 Закона N 19-ФЗ кандидат обязан создать свой избирательный фонд, денежные средства которого будут направлены на:

- финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата,
в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;

- предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

- оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами РФ или юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании.

Избирательный фонд кандидата может формироваться из нескольких источников. В частности, на его создание могут быть направлены:

- собственные средства кандидата, но не более 10% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата;

- средства, выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, но не более 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата;

- добровольные пожертвования граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 1,5% и 7% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата. Следует отметить, что в п. 6 ст. 58 Закона N 19-ФЗ поименованы источники (организации и лица), которые не могут за счет добровольных пожертвований пополнить избирательный фонд кандидата.

Законом N 19-ФЗ определен предельный размер избирательного фонда кандидата. Он не может превышать 400 млн. руб. Данное финансовое ограничение было установлено для того, чтобы в предвыборной гонке поставить кандидатов в равные условия.

Средства избирательного фонда расходуются уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидатов. Он действует на основании нотариальной доверенности, выданной ему кандидатом (ст. 59 Закона N 19-ФЗ). Несмотря на то что средства избирательного фонда кандидата находятся в его распоряжении, контроль за их расходованием осуществляет ЦИК. Лицо, уполномоченное кандидатом решать его финансовые вопросы, регистрируется в ЦИК. Оно вправе:

1) открыть специальный избирательный счет;

2) распоряжаться средствами избирательного фонда;

3) вести учет денежных средств избирательного фонда;

4) контролировать
поступление и расходование средств избирательного фонда;

5) подписывать расчетные документы;

6) осуществлять иные полномочия, которыми наделит его депутат.

Средства избирательного фонда кандидата поступают на специальный избирательный счет до дня голосования, и только средства с этого счета он вправе использовать для оплаты работ, связанных с избирательной кампанией кандидата.

Специальный избирательный счет открывается и ведется в филиале Сберегательного банка РФ на основании договора банковского счета в соответствии с Порядком открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденным Постановлением ЦИК РФ от 03.05.2007 N 6/52-5. Он закрывается кандидатом (уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата) до дня представления итогового финансового отчета. Избирательный фонд кандидата является некоммерческой организацией. Бухгалтерский учет поступления денежных средств на формирование данного фонда и их расходования ведется в соответствии с коммерческим планом счетов. Тем не менее кандидат (лицо, уполномоченное им) обязан представлять в ЦИК сведения о расходовании средств фонда, подтвержденные документально.

Расходование средств избирательного фонда

К расходованию средств избирательного фонда кандидата в депутаты предъявляются определенные требования. Они изложены в Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов Президента РФ, утвержденной Постановлением ЦИК РФ от 03.05.2007 N 6/53-5 (далее - Инструкция N 6/53-5).

В соответствии с п. 2.22 данной инструкции реализация товаров, выполнение платных работ и оказание платных услуг гражданами и юридическими лицами для кандидата должны оформляться договором, заключенным в письменной форме, с указанием реквизитов сторон, сведений об объеме поручаемой работы, ее стоимости, расценок по видам работ, порядка оплаты и сроков выполнения работ. Выполненные
работы и оказанные услуги должны подтверждаться актами их приемки, накладными документами на отпущенную продукцию, подписанными заказчиком, кандидатом (уполномоченным представителем по финансовым вопросам) и исполнителем.

Все работы (услуги) должны выполняться (оказываться) с согласия кандидата или лица, уполномоченного им. Согласие оформляется в письменной форме, приведенной в Приложении 2 к Инструкции N 6/53-5. Кроме того, выполнять работы (оказывать услуги), приобретать товары, прямо или косвенно предназначенные для проведения выборов Президента РФ и направленные на достижение определенного результата на выборах, запрещается без документального подтверждения и без оплаты из средств избирательного фонда.

Для организации контроля за расходованием средств из избирательного фонда кандидатов расчеты за выполненные работы, оказанные услуги с юридическими лицами проводятся только в безналичном порядке.

Особые требования предъявляются к оплате изготовления агитационных материалов и предоставлению кандидату платного эфирного времени. Так, в соответствии с п. 2.25 Инструкции N 6/53-5 изготовление агитационных материалов запрещается без предварительной их оплаты из средств соответствующего избирательного фонда. Что касается оплаты эфирного времени, предоставленного кандидату, то она также производится предварительно. Согласно п. 2.26 Инструкции N 6/53-5 первоначально заключается договор между теле-, радиостанцией и кандидатом (или лицом, уполномоченным им). В договоре на предоставление кандидату платного эфирного времени обязательно должны быть указаны следующие данные: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир агитационного материала, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле-, радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт о выполнении работ и справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в
эфир.

Отчетность избирательных фондов и избирательных комиссий

Поскольку денежные средства на финансирование мероприятий по проведению выборов направляются с более высокого уровня власти на более низкие, отчетность об использовании выделенных средств представляется, наоборот, с более низких уровней на более высокий путем консолидации. Так, в соответствии с п. 7 ст. 64 Закона N 19-ФЗ участковая избирательная комиссия представляет в вышестоящую территориальную избирательную комиссию отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных ей на подготовку и проведение выборов Президента РФ. Срок представления отчета - не позднее чем через 10 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения). В свою очередь, территориальная избирательная комиссия представляет в избирательную комиссию субъекта РФ отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных ей на подготовку и проведение выборов. Отчет представляется не позднее чем через 20 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения). Избирательная комиссия субъекта РФ представляет отчет в ЦИК не позднее чем через 50 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента РФ.

В ЦИК отчеты о расходовании средств на проведение выборов представляют не только избирательные комиссии субъекта РФ, но и избирательные фонды кандидатов в депутаты РФ. После этого ЦИК представляет в палаты Федерального Собрания РФ и передает в средства массовой информации отчет о расходовании средств федерального бюджета, а также сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и их расходовании. Данные сведения представляются не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента РФ.

Как указывалось выше, кандидат обязан представить в ЦИК финансовые отчеты и учет поступления и
расходования средств соответствующего избирательного фонда (п. 4.2 Инструкции N 6/53-5). Кандидат после дня голосования и до представления итогового финансового отчета должен возвратить неизрасходованные средства избирательного фонда гражданам и юридическим лицам, осуществившим перечисления в этот избирательный фонд, пропорционально перечисленным средствам (за вычетом расходов на пересылку).

Финансовые отчеты кандидат представляет в ЦИК со следующей периодичностью:

1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, в порядке, установленном законом. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая на пять дней предшествует дате сдачи отчета;

2) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов Президента РФ.

Финансовые отчеты кандидат составляет по форме, приведенной в Приложении 5 к Инструкции N 6/53-5.

Итоговый финансовый отчет должен представляться в сброшюрованном виде и иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения. К нему прикладывается пояснительная записка.

К итоговому финансовому отчету прилагаются следующие первичные финансовые документы (Приложение 6 к Инструкции N 6/53-5):

- выписки филиала Сберегательного банка РФ со специального избирательного счета соответствующего избирательного фонда;

- платежные поручения о перечислении добровольных пожертвований граждан, юридических лиц;

- платежные документы на внесение собственных средств кандидата, о перечислении средств, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией;

- платежные документы о возвратах неиспользованных средств соответствующего избирательного фонда;

- договоры на выполнение (оказание) работ (услуг);

- счета (счета-фактуры);

- накладные на получение товаров;

- акты о выполнении работ;

- расходные и приходные кассовые ордера;

- чеки контрольно-кассовых машин.

Данные документы подтверждают поступление средств на специальный избирательный счет кандидата в Президенты РФ и их расходование на цели, установленные законодательством РФ. Они прилагаются к финансовому отчету в хронологическом порядке по мере отражения финансовых операций. За основу берется выписка филиала Сбербанка России, и к ней прикладываются первичные документы, которые послужили основанием для зачисления денежных средств на специальный счет и для списания их со счета.

К итоговому финансовому отчету прилагается опись перечисленных выше первичных документов по форме, приведенной в Приложении 7 к Инструкции N 6/53-5.

Финансовый отчет, учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда подписываются кандидатом и представляются им (его уполномоченным представителем по финансовым вопросам) в ЦИК.

Т. Сильвестрова,

зам. главного редактора журнала “Бюджетные
организации: бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 2, февраль 2008 г.