В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Земельный налог от А до Я

Земельный налог от А до Я

Федеральный закон от 24.07.07 N 216-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 216-ФЗ) внес изменения и в главу 31 “Земельный налог“. Эти изменения и дополнения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральным законом N 216-ФЗ уточняются положения, связанные с порядком:

- определения налоговой ставки в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства;

- применения повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства;

- определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований;

- доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости участков.

Эти изменения, естественно, затрагивают интересы налогоплательщиков. Но более всего они важны органам власти, устанавливающим правила взимания земельного налога в своем муниципальном образовании.

Земельные участки для строительства жилья

С 2008 г. меняется порядок определения налоговой ставки в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства.

Согласно ст. 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами г. Москвы и Санкт-Петербурга). Для исчисления земельного налога определены две предельные величины налоговых ставок в размере 0,3% и 1,5% от налоговой базы, применяемые на условиях, установленных данной статьей. В частности, предельная величина налоговой ставки в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность) и для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Обратите внимание на определение “предоставленных...“.

Вместе с тем, в соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки могут приобретаться в собственность, а также предоставляться в собственность юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, ст. 15 Земельного кодекса РФ установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

На основании ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание указанные положения Земельного кодекса РФ, в ст. 394 Кодекса включено положение, в соответствии с которым налоговая ставка в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков - как предоставленных, так и приобретенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.

Повышающие коэффициенты - вопросы остаются

Одно из существенных изменений, внесенных в главу 31 Кодекса, связано с применением повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога по участкам, приобретенным (предоставленным) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства.

В ст. 396 Кодекса содержится положение о том, что в отношении земельных участков, приобретенных в собственность указанными лицами для осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление земельного налога и авансовых платежей производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Кодекс также содержит норму о применении коэффициента 4 при исчислении налога и авансовых платежей по таким земельным участкам, если период проектирования и строительства превышает трехлетний срок строительства.

Однако период, с которого начинается применение указанных коэффициентов по землям, приобретенным (предоставленным) в собственность для жилищного строительства, Кодексом не установлен. Это касается и земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства.

Рассмотрим проблему подробнее. Как известно, права собственности, постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон N 122-ФЗ).

Учитывая, что права на земельные участки в обязательном порядке регистрируются, изменениями, внесенными в ст. 396 Кодекса, установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом повышающих коэффициентов, начиная с даты государственной регистрации прав на эти земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект.

Так, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Коэффициента 4, соответственно, применяется в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В соответствии со ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, если для строительства данного объекта не требуется выдачи разрешения на строительство, являются:

- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. При этом обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен создаваемый объект недвижимого имущества.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется выдача разрешения на строительство) и содержащим описание объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта в эксплуатацию.

В случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, требуется разрешение на строительство. До 1 января 2010 г. технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.

Рассмотрим на примере применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога.

Пример. Организация приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства. Права на участок зарегистрированы 1 января текущего года. Организацией получено Свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок. Кадастровая стоимость составляет 3 000 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%.

Сумма земельного налога за земельный участок, приобретенный в собственность организацией для жилищного строительства, составит:

3 000 000 руб. х 0,3% х 2 = 18 000 руб.,

где 2 - коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Если участок расположен на территории разных муниципалитетов

По изменениям в главу 31 Кодекса, связанным с вопросом определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, необходимо иметь в виду следующее. В соответствии со ст. 389 Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом от 06.10.03 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, не учитывалось кадастровое деление территорий. В результате возникают ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей.

Обращаем внимание, что глава 31 Кодекса не содержала положений, определяющих порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, находящихся в пользовании организаций.

Поэтому в ст. 391 Кодекса включено положение о порядке определения налоговой базы в отношении таких земельных участков.

Так, предусмотрено, что налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), должна определяться по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). В отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Пример. Земельный участок расположен на территории двух муниципальных образований. Кадастровая стоимость земельного участка 5 000 000 руб. По земельному участку, проходящему по первому муниципальному образованию, организация владеет 40% долей в праве на земельный участок, по второму муниципальному образованию - 60% долей.

Таким образом, налоговая база по земельному участку, расположенному на территории первого муниципального образования, равна: 5 000 000 руб. х 40% = 2 000 000 руб.

По земельному участку, расположенному на территории второго муниципального образования, налоговая база определяется следующим образом: 5 000 000 руб. х 60% = 3 000 000 руб.

При этом сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей доли земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная доля земельного участка. Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования.

Пример. Представительные органы первого муниципального образования установили в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, расположенных на территории данного муниципального образования, налоговую ставку в размере 0,5%, соответственно второго муниципального образования - в размере 0,3%.

По данным, приведенным в примере 1, рассчитаем сумму земельного налога.

По земельному участку, расположенному на территории первого муниципального образования, она равна: 2 000 000 руб. х 0,5% = 10 000 руб.

По земельному участку, расположенному на территории второго муниципального образования: 3 000 000 руб. х 0,3% = 9 000 руб.

В том случае, если органы муниципального образования установили авансовые платежи по земельному налогу, а земельный участок, приобретенный в собственность для жилищного строительства, использовался не весь отчетный период и права на него зарегистрированы не с начала года, сумма исчисленного авансового платежа за отчетный период рассчитывается как 1/4 от произведения налоговой базы, налоговой ставки и повышающего коэффициента, учитывающего период строительства объекта недвижимости, и коэффициента, учитывающего период владения земельным участком.

Пример. Земельный участок приобретен в собственность организацией для жилищного строительства 10 марта текущего года, и права на данный земельный участок зарегистрированы этим же числом. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 400 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 0,3%. Организации необходимо заплатить авансовые платежи.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составит: 1 400 000 руб. х 0,3% х 0,83 х 2 = 6 972 руб., где 0,83 - коэффициент, учитывающий период владения участком;

2 - коэффициент, учитывающий период строительства объекта.

Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за 1 квартал, 2 квартал и 3 квартал, коэффициент К2 (владения земельным участком) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:

за 1 квартал: К2 = 1 мес. : 3 мес. = 0,33;

за 2 квартал: К2 = 4 мес. : 6 мес. = 0,67;

за 3 квартал: К2 = 7 мес. : 9 мес. = 0,78.

Авансовые платежи по отчетным периодам с учетом применения повышающего коэффициента, учитывающего период строительства объекта на земельном участке, и коэффициента, учитывающего период владения земельным участком, составят:

за 1 квартал - 0,25 х (1 400 000 руб. х 0,3% х 0,33 х 2) = 693 руб;

за 2 квартал - 0,25 х (1 400 000 руб. х 0,3% х 0,67 х 2) = 1 407 руб.;

за 3 квартал - 0,25 х (1 400 000 руб. х 0,3% х 0,78 х 2) = 1 638 руб.

Всего в течение налогового периода организация должна уплатить суммы авансовых платежей в размере: 693 руб. + 1 407 руб. + 1 638 руб. = 3 738 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит: 6 972 руб. - 3 738 руб. = 3 234 руб.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами для индивидуального жилищного строительства, применение данных повышающих коэффициентов Кодексом не предусмотрено.

Пример. Земельный участок приобретен в собственность организацией для индивидуального жилищного строительства 5 февраля текущего года, и права на данный земельный участок зарегистрированы этим же числом. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 400 000 руб. Налоговая ставка установлена представительными органами муниципального образования в размере 0,2%. Организации необходимо заплатить земельный налог.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составит: 2 400 000 руб. х 0,2% х 0,92 = 4 416 руб., где 0,92 - коэффициент, учитывающий период владения участком.

Порядок доведения сведений о кадастровой оценке установит
правительство


Согласно п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Изменение, внесенное в данную статью Кодекса, предусматривает, что определение порядка доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Правительством РФ. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не располагают сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков. Сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков обладают органы Роснедвижимости, осуществляющие проведение государственной кадастровой оценки земель, а также Федеральная налоговая служба, которой эти сведения предоставляются органами Роснедвижимости.

Уточнено определение отчетных периодов по налогу

Согласно п. 2 ст. 393 Кодекса отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций считался первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Использовалась терминология “нарастающего итога“.

Вместе с тем, п. 6 ст. 396 Кодекса было предусмотрено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода. При этом п. 3 ст. 398 Кодекса установлено, что расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Формулировка уточнена. Внесены изменения в п. 2 ст. 393 Кодекса, согласно которым отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. По истечении отчетных периодов (1 квартал, 2 квартал и 3 квартал) уплачиваются авансовые платежи.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму авансовых платежей самостоятельно. Фиксированная сумма авансового платежа рассчитывается в размере одной четвертой соответствующей налоговой ставке процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом исчисление суммы авансовых платежей производится по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода.

Пример. Организация уплачивает в течение налогового периода по окончании отчетных периодов за земельный участок, кадастровая стоимость которого 1 600 000 руб., сумму авансовых платежей. Налоговая ставка равна - 1,25%.

Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:

за 1 квартал - (1 600 000 руб. х 1,25%) х 0,25 = 5 000 руб.;

за 2 квартал - (1 600 000 руб. х 1,25%) х 0,25 = 5 000 руб.;

за 3 квартал - (1 600 000 руб. х 1,25%) х 0,25 = 5 000 руб.

Всего в течение налогового периода организация уплатит сумму авансовых платежей в размере: 5 000 руб. + 5 000 руб. + 5 000 руб. = 15 000 руб.

Н.В. Голубева,

советник государственной гражданской службы РФ 2 класса


“Ваш бюджетный учет“, N 1, январь 2008 г.