В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Разработка экономического механизма управления затратами на персонал судоходной компании

“Управление персоналом“, 2006, N 22


РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
НА ПЕРСОНАЛ СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ


Для обеспечения оперативного получения информации о необходимости корректировки стратегии и тактики управления судоходной компанией, повышения степени управляемости и адаптированности компании к изменениям в условиях рыночной экономики необходимо создание надежной и гибкой системы управления ресурсами, направленной на решение вопросов бюджетной политики.

Для организации системы анализа и планирования затрат на персонал в судоходных компаниях в условиях сезонного характера работы и с учетом требований рынка необходимо создание современной системы управления денежными ресурсами, основанной на разработке и контроле исполнения системы функциональных бюджетов по соответствующим статьям затрат.

Экономический механизм управления затратами на персонал предполагает установление
порядка расчета затрат на персонал в целом и дифференцированно по элементам и включает 5 основных этапов: обоснование плановой доли расходов на персонал в общих доходах судоходной компании; определение допустимых расходов на рабочую силу; расчет величины дополнительного фонда; определение величины резервного фонда компании; расчет величины дополнительного фонда, подлежащего распределению между работниками (рис. 1).

Экономический механизм управления затратами на персонал
судоходной компании


1 этап. Обоснование плановой доли расходов на персонал в общих доходах компании
Обоснование плановой доли прямых расходов на персонал в общих доходах компании.

Обоснование плановой доли косвенных расходов на персонал в общих доходах компании.

Определение доходов судоходной компании в базисном периоде.

Обоснование плановых затрат на персонал.

Расчет плановых прямых затрат на персонал.

Расчет плановой величины оплаты труда.

Расчет плановой величины затрат на иностранную валюту взамен суточных расходов.

Расчет плановой величины доплат и надбавок работникам компании.

Расчет плановых расходов компании по оплате дополнительных работ.

Расчет плановых расходов на оплату отпусков.

Расчет плановых премиальных выплат работникам судоходной компании.

Расчет плановых косвенных затрат на персонал.

Расчет плановых затрат по обеспечению производственного процесса.

Расчет плановых затрат на организованный набор рабочей силы, подготовку, переподготовку кадров и повышение квалификации.

Расчет плановых расходов на рацион питания экипажа судов.

Расчет плановых затрат на охрану труда.

Расчет плановых затрат на командировки и перемещения.

Расчет плановых затрат по внутренним социальным программам компании.

Определение величины налогов, сборов и других обязательных отчислений по персоналу компании.

2 этап. Определение величины допустимых расходов на персонал
Расчет допустимых прямых плановых затрат на персонал.

Расчет допустимых косвенных плановых затрат на персонал.

3 этап. Расчет дополнительного фонда работникам компании.

Определение дополнительного фонда прямых плановых расходов.

Определение дополнительного фонда косвенных плановых расходов.

4 этап. Расчет величины резервного фонда
Расчет величины резервного фонда прямых затрат на персонал.

Расчет величины резервного
фонда косвенных затрат на персонал.

5 этап. Расчет величины дополнительного фонда, подлежащего распределению между работниками судоходной компании
Определение величины дополнительного фонда, подлежащего распределению между работниками, в отношении прямых затрат на персонал.

Определение величины дополнительного фонда, подлежащего распределению между работниками, в отношении косвенных затрат на персонал.

Рис. 1. Экономический механизм управления затратами
на персонал судоходной компании

1 этап.
На первом этапе методики планирования расходов на содержание персонала судоходных компаний производится расчет плановой доли расходов на персонал в общих доходах судоходной компании в базисном периоде. Эта величина может устанавливаться несколькими способами - на основании отчетных данных за предыдущие периоды при условии определенной стабильности перевозок или на основании плановых показателей. Аналогичным образом можно рассчитать плановую долю прямых и косвенных расходов в общих доходах предприятия.

Плановые затраты на персонал рассчитываются с применением нормативного способа формирования расходов.

Плановая величина основной заработной платы работников судоходной компании определяется путем разработки уровневой системы оплаты труда. Количество уровней оплаты труда устанавливается с учетом особенностей производства на предприятии. Для судоходной компании целесообразно использование пяти уровней: 1-й уровень - рабочие, рядовой состав флота; 2-й уровень - служащие; 3-й уровень - специалисты; 4-й уровень - руководители, командный состав флота; 5-й уровень - высшие руководители компании.

Далее для каждого уровня составляется перечень критериев, характеризующих выполнение работы по должностям. При этом необходимо учитывать специфические условия производственной деятельности судоходной компании.

Следующим шагом в разработке уровневой системы оплаты труда является выполнение экспертной оценки должностей по выбранным критериям. Целесообразно использование пяти- или десятибалльной оценки. Каждая должность на соответствующем уровне характеризуется определенным количеством баллов по установленным критериям. В качестве критерия согласованности мнений экспертов применяются коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и
Кендалла, дисперсионный коэффициент конкордации Кендалла, энтропийный коэффициент конкордации, а также инструментарий теории распознавания образов.

На следующем этапе устанавливается интервал окладов для каждого уровня исходя из финансовых возможностей компании и априорных ограничений, накладываемых средним уровнем фактической оплаты труда для каждой должности. На основании проведенной оценки рассчитываются минимальные оклады по каждой должности.

Далее экспертным путем осуществляется индивидуальная оценка труда каждого работника. Экспертное мнение о конкретном работнике заключается в оценке его трудового потенциала. В качестве признаков трудового потенциала могут служить стаж работы, квалификация, уровень профессионально-квалификационного развития и т.д.

Следующим действием является расчет планируемых окладов для каждого работника, при этом их корректировка должна производиться с учетом индекса роста потребительских цен. Сумма рассчитанных окладов будет составлять плановую величину оплаты труда за отработанное время.

В период нахождения судов в заграничном плавании членам экипажей этих судов выплачивается иностранная валюта взамен суточных расходов. Конкретный размер выплаты иностранной валюты взамен суточных устанавливается с учетом классификации и видов флота.

Для определения плановой величины доплат и надбавок рассчитываются проценты доплат и надбавок плавающему составу и береговому составу судоходной компании. Величина доплат и надбавок будет определяться исходя из суммы процентов установленных доплат и надбавок и величины установленных должностных окладов.

Плановые расходы компании по оплате дополнительных работ, не входящих в обязанности членов экипажей судов (погрузо-разгрузочные работы, подготовка грузовых помещений, стирка постельного белья и спецодежды, выпечка хлеба и др.) и выполняемых сверх нормальной продолжительности рабочего времени, оплачиваются по отдельно разработанным расценкам или в процентах от оклада.

Плановые расходы на оплату отпусков включают затраты компании на оплату очередных ежегодных и дополнительных отпусков, учебных отпусков и оплату суммированных дней отдыха (отгулов). Расходы компании
на оплату отпусков формируются на основе отчислений предприятия в резерв отпусков. Предельный процент отчислений в резерв определяется на основании данных о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков. Членам экипажей судов, рабочим и служащим организаций оплата суммированных дней отдыха (отгулов) производится из расчета должностного оклада, установленного на день предоставления отгула.

Расчет плановых премиальных выплат работникам судоходной компании по результатам деятельности предприятия за отчетный период включает определение процента вознаграждения за выслугу лет и прочих премиальных выплат.

Плановые косвенные затраты на персонал включают плановые затраты по обеспечению производственного процесса и по внутренним социальным программам. Плановые затраты по обеспечению производственного процесса включают расходы на организованный набор рабочей силы, подготовку, переподготовку кадров и повышение квалификации, расходы на приобретение продуктов питания экипажа судов, расходы на охрану труда, расходы на командировки и перемещения. Плановые затраты судоходной компании по внутренним социальным программам компании включают затраты по дополнительному пенсионному обеспечению и социальному страхованию, плановые расходы на получение образования, по случаю свадьбы, юбилея, рождения ребенка, расходы по содержанию детей в дошкольных и школьных учреждениях, расходы на санаторно-курортное лечение, плановые расходы на выплату материальной помощи работникам компании, разовые затраты судоходной компании.

2 этап.

На втором этапе методика планирования расходов на содержание персонала судоходных компаний определяет величину допустимых расходов на персонал в зависимости от плановой доли затрат на персонал и ожидаемых доходов компании.

3 этап.

Далее рассчитывается дополнительный фонд работникам компании как разность между допустимыми и ожидаемыми затратами на персонал.

4 этап.

На четвертом этапе определяется величина резервного фонда судоходной компании в зависимости от доли резервных отчислений и величины дополнительного фонда.

5 этап.

На заключительном этапе осуществляется расчет величины дополнительного фонда,
подлежащего распределению между работниками компании, с учетом величины резервного фонда.

Таким образом, изложенные основы механизма управления затратами на персонал обеспечивают необходимые экономические условия для оптимизации этой группы расходов, при которых произведенные предприятием затраты являлись бы одним из главных условий достижения максимальной рентабельности работы судоходной компании, а также поддержания необходимого уровня социальных гарантий и прав работников. Предложенная система позволит оптимизировать расходы на персонал, задействовать свободные ресурсы, усилить мотивацию персонала на высокоэффективный труд.

В.С.Спиридонова

Подписано в печать
08.11.2006