В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Сверяем расчеты с налоговой инспекцией

Сверяем расчеты с налоговой инспекцией

Любому учреждению образования проходится проводить совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с налоговой инспекцией. Чаще всего инициатором сверки выступает организация, например, чтобы убедиться в том, что она правильно перечислила платежи в бюджет и налоговые долги у нее отсутствуют. Что необходимо знать налогоплательщику при прохождении сверки с налоговой инспекцией? Об этом и многом другом читайте в данной статье.

В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ сверка расчетов может осуществляться как по предложению налогового органа, так и по желанию налогоплательщика. 01.04.2007 вступил в силу утвержденный Приказом ФНС РФ от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@ “Регламент проведения совместной
сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, форм акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и порядка их формирования“. Но 25.04.2007 он был отменен Приказом ФНС РФ от 25.04.2007 N ММ-3-25/261. Поэтому ФНС РФ Письмом от 08.05.2007 N СК-6-25/375@ “О рекомендациях при проведении совместной сверки расчетов“ разъяснила, как должна проводиться сверка в сложившейся ситуации, разрешив осуществлять ее в соответствии с разд. 3 Приказа ФНС РФ N САЭ-3-01/444@*(1) (далее - Регламент). Формирование акта сверки производят по форме КНД 1160070, утвержденной Приказом ФНС РФ от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@ “Об утверждении формы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам“. Новый акт сверки состоит из титульного листа и двух разделов. На титульном листе указывается информация о налогоплательщике и налоговом органе, а также перечень налогов и период, за который проводится сверка. Разделы 1 и 2 заполняются отдельно по каждому виду налога и КБК. Раздел 1 представляет собой краткий акт сверки. В нем формируются показатели расчетов на конец проверяемого периода. Этот раздел заполняется налоговой инспекцией и представляется налогоплательщику для сверки. Раздел 2 оформляется, только если налогоплательщик не согласен с данными налоговой инспекции. В этом случае сверка расчетов проводится по всему периоду, указанному на титульном листе. Раздел идентичен ранее действовавшей форме полного акта сверки, утвержденной Приказом ФНС РФ от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@.

Заявление о проведении сверки

Согласно пп. 3.1 п. 3 Регламента на учреждение возлагается обязанность проведения сверки, если оно:

- относится к крупнейшим налогоплательщикам (ежеквартально);

- переходит из одной налоговой инспекции в другую;

- ликвидируется или реорганизуется.

Начиная с 01.01.2007 инспекция проводит сверку по налогам
и по желанию учреждения (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ):

- для уточнения платежа, если налог был перечислен по неправильному КБК;

- для зачета или возврата переплаченного налога;

- для получения справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Кроме того, учреждение проходит сверку расчетов с налоговой инспекцией, чтобы убедиться в том, что оно правильно перечислило платежи в бюджет и налоговые долги у него отсутствуют.

Для того чтобы провести сверку, учреждение должно подать в налоговый орган заявление. В нем следует указать дату сверки и перечислить виды налогов, по которым ее нужно провести. Заявление может быть представлено сотрудником учреждения лично или отправлено по почте. В случае личного представления инспектор отдела работы с налогоплательщиками по просьбе сотрудника проставляет во втором экземпляре заявления отметку о принятии и дате представления информации (п. 3.4.1 Регламента). Такая подпись может помочь, если инспекция затянет процедуру проверки.

Сроки представления информации

В соответствии с п. 3.4.3 Регламента инспектор отдела работы с налогоплательщиками формирует краткий акт сверки в двух экземплярах в течение пяти рабочих дней после получения запроса. Выданный налоговым органом акт налогоплательщик сверяет со своими данными. Если сведения, отраженные в нем, совпадают с данными учреждения, то он ставит в документе отметку о согласовании без наличия разногласий. После этого акт подписывается представителем учреждения и инспектором. Один экземпляр акта передается учреждению, другой остается в инспекции. Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов при отсутствии расхождений не должен превышать 10 рабочих дней (п. 3.1.2, 3.1.3 Регламента).

В случае выявления разногласий процесс сверки усложняется. Срок ее проведения увеличивается до 15 дней. Учреждение ставит в акте
отметку “Согласовали с разногласиями“ и передает его лично или по почте в налоговую инспекцию. При получении такого акта инспектор проводит сверку расчетов по сведениям, имеющимся в инспекции, с данными первичных документов налогоплательщика с целью устранения причин возникновения разногласий. В этом случае оформляется полный акт сверки, в котором фиксируются причины расхождения (п. 3.1.4 Регламента). Если ошибки произошли по вине налоговой инспекции, в тот же день инспектор представляет служебные записки в отдел, допустивший их. На исправление ошибок налоговой инспекции отведено 5 рабочих дней, после чего информация об их устранении направляется в отдел работы с налогоплательщиками и содержится в отрывной части служебных записок (п. 3.1.5 Регламента). После получения такой информации формируется новый краткий акт расчетов в двух экземплярах с учетом внесенных изменений, который передается учреждению для повторной сверки. Если организация согласна с внесенными изменениями, она возвращает второй экземпляр в инспекцию с пометками об устранении разногласий.

В случае если ошибка произошла по вине налогоплательщика, налоговый орган направляет учреждению по почте уведомление, подписанное его руководителем (п. 3.4.6 Регламента). В уведомлении сообщается, что при проведении сверки расчетов выявлена ошибка, допущенная налогоплательщиком, и уже последний ищет причины расхождения своих сведений с данными налоговой инспекции. Одной из таких причин может быть ошибка при составлении налоговой декларации. Рассмотрим далее особенности порядка представления уточненной декларации.

Уточненная налоговая декларация

В соответствии со ст. 81 НК РФ в случае выявления ошибок в представленной декларации налогоплательщику следует подать уточненную налоговую декларацию.

С 01.01.2007 действует новая редакция п. 1 ст. 81 НК РФ, из которого следует, что обязанность представления уточненной налоговой декларации возникает только в случае выявления ошибок,
занижающих сумму налога к уплате. Если обнаружены ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. Таким образом, НК РФ закреплено, что представление уточненной налоговой декларации, не занижающей сумму налога к уплате, является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Обязанность представления уточненной декларации

Согласно ст. 54 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибки в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. Таким образом, уточненная декларация подается за период, в котором были совершены указанные ошибки. Дополнительно к такой декларации налоговый орган может потребовать справку-расчет, в которой объясняются причины внесения изменений в ранее поданную декларацию. В случае если налогоплательщик не может установить период, когда была допущена ошибка, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый период, в котором выявлены искажения (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ). Представляется уточненная декларация по форме, действовавшей в налоговом периоде, за который вносятся изменения.

Срок представления уточненной декларации Налоговым кодексом не установлен, поэтому налогоплательщик может направить в налоговый орган уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки. Такой вывод содержится в Письме ФНС РФ от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ “О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)“ (далее - Письмо ФНС РФ N ЧД-6-25/1192@). Это мнение налоговой службы основано на п. 2 ст. 80 НК РФ, согласно которому налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации (расчета). Кроме того, ст. 81 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные декларации
(расчеты) и это право не ограничено сроком. Таким образом, в случае представления уточненной декларации за периоды, по которым срок исковой давности истек, в текущем году отказать в принятии такой декларации налоговый орган не вправе.

С другой стороны, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ). Поэтому проведение контрольных мероприятий с истребованием документов в отношении поданной учреждением уточненной декларации за периоды, по которым истек срок исковой давности, не представляется возможным.

На практике часто возникает вопрос: обязано ли учреждение образования дополнительно подавать уточненную декларацию за 2007 год, если, обнаружив в 2008 году ошибку, которая привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет и относящейся к первому полугодию 2007 года, оно предоставило уточненную декларацию за первое полугодие 2007 года? При ответе на вопрос надо учитывать следующее. Под налоговым периодом для исчисления налога на прибыль понимается календарный год, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (п. 1 ст. 55 НК РФ). Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих авансовые платежи исходя из фактически начисленной прибыли, признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 286 НК РФ по итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

Это означает, что в рассматриваемом случае ошибка в
исчислении налога, относящаяся к первому полугодию 2007 года, ведет к ошибке в исчислении суммы авансового платежа не только за данный период, но и за девять месяцев 2007 года, и за весь этот год.

Таким образом, налогоплательщик обязан представить уточненную декларацию не только за первое полугодие 2007 года, но и уточненную декларацию за девять месяцев 2007 года и за 2007 год.

Право внесения изменений в декларацию

В соответствии с новой редакцией ст. 81 НК РФ налоговый орган обязан принять уточненную налоговую декларацию, в которую внесены изменения, не приводящие к занижению сумм налога. Зарегистрирована она должна быть не позднее рабочего дня, следующего за датой ее принятия (п. 2.5.1 Приказа МНС РФ N БГ-3-06/76*(2)).

Исходя из положений п. 8 ст. 78 НК РФ и Письма ФНС РФ N ЧД-6-25/1192@ в случае образования переплаты в соответствии с уточненной декларацией вопрос о проведении зачета сумм налога по такой декларации должен решаться налоговой инспекцией после ее регистрации. Если инспекция приняла решение об отказе зачета сумм излишне уплаченного налога, то данная налоговая декларация будет только зарегистрирована. В случае положительного решения о зачете инспектор аннулирует первоначальную регистрацию этой уточненной декларации и вновь зарегистрирует ее, но в особом порядке.

Если налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибку в форме N 4-ФСС “Расчетная ведомость по средствам фонда социального страхования“*(3), то ему следует учесть ее при составлении расчетной ведомости за следующий отчетный период. Указания о представлении уточненной расчетной ведомости N 4-ФСС в официальных документах ФСС не содержатся.

Однако следует иметь в виду, что взносы на обязательное социальное страхование входят в состав единого социального налога. Если ошибка касается начисления и уплаты
ЕСН, то согласно ст. 81 НК РФ организация должна подать уточненную декларацию по нему.

Бухгалтер заполняет уточненную декларацию в полном объеме и по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).

О. Заболонкова,

зам. главного редактора журнала “Учреждения физической
культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 1, январь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ ФНС РФ от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ “Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами“.

*(2) Приказ МНС РФ от 04.02.2004 N БГ-3-06/76 “О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65“ (вместе с “Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности“).

*(3) Постановление ФСС РФ от 22.12.2004 N 111 “Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ)“.