В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Земельный налог от А до Я

Земельный налог от А до Я

Земельный налог относится к местным налогам, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении налога. В городах Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается и вводится законами указанных субъектов. Земельный налог с 1 января 2006 г. уплачивается по правилам главы 31 “Земельный налог“ Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс).

Этот порядок расчета земельного налога принципиально отличается от прежнего. Раньше согласно Закону РФ “О плате за землю“ налоговой базой для исчисления налога служила площадь земельного участка, а ставки налога были различными для граждан и организаций. Для определения конкретной ставки использовалась сложная система коэффициентов, которые учитывали категорию земельного участка, его местонахождение, применялись коэффициенты индексации ставок налога. Порядок, установленный Кодексом, проще. Теперь налог уплачивается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, без сложной системы применения коэффициентов индексации ставок налога.

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга) в своих нормативных правовых актах (законодательных актах) определяют только те элементы земельного налога, право на установление которых им прямо предоставлено Кодексом. В частности, устанавливаются ставки по налогу в пределах, установленных главой 31 (в том числе дифференцированные в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельных участков), порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы сверх установленных ст. 395 Кодекса, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга) также вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 393).

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговый (отчетный) период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 31 Кодекса. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. При этом под земельным участком в качестве объекта налогообложения следует понимать часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Налогоплательщиками по земельному налогу являются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать земельный налог, отвечающие признакам п. 2 ст. 11 Кодекса:

- российские организации;

- иностранные организации (иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации);

- граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

- индивидуальные предприниматели (зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты).

Как видим, никаких исключений для бюджетных учреждений законодательство не содержит.

Права на земельные участки

Уплачивают земельный налог только те бюджетные организации - юридические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности и праве постоянного (бессрочного) пользования. Собственностью юридических лиц являются земельные участки, приобретенные этими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Это положение следует из п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. В то же время право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется (ст. 20 Земельного кодекса РФ).

Права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон N 122-ФЗ). Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (далее - ЕГРП).



Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии с Гражданским кодексом РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации и ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда (ст. 4 Закона N 122-ФЗ).

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 5 Закона N 122-ФЗ).

Права на недвижимое имущество, возникшее до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, является юридически действительной (ст. 6 Закона N 122-ФЗ).

Если в ЕГРП отсутствуют сведения о существующих правах на земельные участки, налогоплательщики определяются на основании:

- государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных до вступления в силу Закона N 122-ФЗ;

- актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков. Это положение определено ст. 8 Федерального закона от 29.11.04 N 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“ (далее - Закон N 141-ФЗ).

К таким документам относятся:

- Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.98 N 219 “Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним“;

- Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.93 N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России“ (утратил силу);

- Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.91 N 493 “Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей“ (утратил силу);

- Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.92 N 177 “Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения“ (утратил силу);

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.

Обращаем внимание: Указ Президента РФ N 1767, постановления Совмина РСФСР N 493 и Правительства РФ N 177 отменены. Вместе с тем, формы свидетельств, утвержденных названными выше правовыми актами, признаются действительными. Это определено Федеральным законом от 25.10.01 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ и ст. 8 Федерального закона N 141-ФЗ.

Таким образом, основанием для признания организаций, в том числе бюджетных, налогоплательщиками земельного налога являются документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

Определение налоговой базы



Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, которую осуществляют органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость). Такая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Результаты оценки утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Налоговую базу по земельному налогу организации формируют самостоятельно на основании сведений, которые представляют органы Роснедвижимости, Федеральной регистрационной службы (далее - Росрегистрация) и органы местного самоуправления.

Налоговая база = КСТ х Дуч,

где - КСТ - кадастровая стоимость земельного участка;

- Дуч - доля налогоплательщика в праве на земельный участок.

Следует иметь в виду, что кадастровая стоимость определяется по конкретному земельному участку, также как и кадастровый номер земельного участка присваивается каждому конкретному земельному участку. Если кадастровый номер не указан в правоудостоверяющем документе, то налогоплательщик может обратиться в орган, осуществляющий кадастровый учет. Все сведения Государственного земельного кадастра об определенном земельном участке (в том числе кадастровый номер, кадастровая стоимость) предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка конкретному правообладателю земельного участка.

Бюджетные учреждения - правообладатели земельных участков могут обращаться в органы Роснедвижимости для получения информации об определенном земельном участке.

Вместе с тем, согласно п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого же года. Право устанавливать порядок доведения сведений предоставлено органам местного самоуправления (исполнительным органами государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга).

Этим правом данные органы воспользовались по-разному. Так, распоряжением Правительства Москвы от 04.04.05 N 522-РП установлено, что кадастровая стоимость земельных участков доводится до сведения налогоплательщиков Департаментом земельных ресурсов г. Москвы заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении.

В других регионах кадастровая стоимость доводится посредством:

- размещения перечней кадастровых кварталов с указанием кадастровой стоимости земельных участков в них на информационных стендах в районных отделах органов Роснедвижимости;

- размещения информации о кадастровой стоимости земельных участков на официальном сайте органа Роснедвижимости;

- ежегодной публикации информации о кадастровой стоимости участков в источниках официального опубликования нормативных правовых актов в муниципальных образованиях;

- предоставления информации о кадастровой стоимости земельных участков по запросам организаций.

Если собственник земельного участка не один



Установлены правила определения налоговой базы по земельным участкам, находящимся в общей долевой и в общей совместной собственности. Следует помнить, что в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности.

По земельным участкам, находящимся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Важно! При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком (ст. 35 Земельного кодекса РФ).

П. 3 ст. 392 Кодекса определено, что если организация приобретает здание, сооружение или другую недвижимость и, следовательно, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, налоговая база будет определяться пропорционально его доле в праве собственности на этот земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости являются несколько лиц, то налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц будет определяться пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на эту недвижимость.

Когда кадастровая стоимость не утверждена

Кадастровую стоимость земельных участков утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости. Как поступать организации, если кадастровая стоимость земельного участка не утверждена соответствующими органами и не доведена до налогоплательщика в установленный срок?

Воспользуемся письмом Минфина России от 06.06.06 N 03-06-02-02/75, согласно которому в случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения необходимо учитывать следующее.

Если результаты кадастровой оценки по состоянию на 1 января календарного года не утверждены до 1 марта этого года, то в отношении этих участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до утверждения результатов кадастровой оценки. В отношении этих участков представляется по истечении налогового (отчетного) периода “нулевая“ налоговая декларация (расчет по авансовым платежам).

После утверждения кадастровой оценки по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода представляется уточненная налоговая декларация за этот налоговый период, а в случае, если кадастровая стоимость доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей за третий квартал календарного года, то представляются и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам за первый и второй кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.

Если результаты кадастровой оценки по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления не определен, то организация представляет в налоговые органы “нулевую“ налоговую декларацию (расчет по авансовым платежам). После утверждения такого порядка и получения сведений о стоимости участка представляется уточненная налоговая декларация, а при условии, описанном в первом случае, - и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам за первый и второй кварталы календарного года.

Если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения определены, но фактически до сведения налогоплательщика стоимость участка не доведена, то подается в налоговые органы “нулевая“ налоговая декларация (расчет по авансовым платежам). После получения сведений о стоимости участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представляется уточненная налоговая декларация, а при условии, описанном в первом случае, - и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам за первый и второй кварталы календарного года.

Обратите внимание, если налог или авансовые платежи организацией не уплачены в установленные сроки по независящим от нее причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей) не должно производиться.

Изменения, произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

Если меняется кадастровая стоимость или
участок предоставлен в течение года


Известно, что кадастровая стоимость земли может в течение налогового периода измениться. Например, при переводе земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка. Согласно ст. 390 и 396 Кодекса налоговая база, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода. Произошедшая в течение налогового периода “переоценка“ будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде. Исключение - если изменение результатов государственной кадастровой оценки земли произошло в результате исправления технических ошибок, судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.

Если земельный участок предоставлен не с начала года, то при расчете налога применяется коэффициент правообладания земельным участком, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в пользовании организации, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, если возникновение (прекращение) прав на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если после 15-го числа соответствующего месяца - за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Соответственно, если право на земельный участок прекращено до 15 числа месяца, то организация должна уплатить налог за период с 1 января до 1 числа месяца прекращения права. В том случае, если право на земельный участок прекращено после 15 числа месяца, то организация должна уплатить земельный налог с 1 января до 1 числа месяца, следующего за месяцем прекращения права.

В случае прекращения у организации в течение налогового периода права на земельный участок она может по окончании отчетного периода, в котором произошло прекращение права, произвести не уплату авансового платежа, а уплату земельного налога, исчисленного за налоговый период с учетом коэффициента владения земельным участком (К2) и представить в налоговый орган налоговую декларацию до установленного срока представления налоговой декларации.

Если организация не воспользовалась правом досрочного исполнения обязанности по уплате земельного налога, то излишне уплаченная сумма подлежит возврату (зачету).

Пример 1. Право собственности на земельный участок установлено 10 февраля текущего года. Его кадастровая стоимость составляет 1 200 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,2%.

Коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев.

К2 = 11 (мес.) : 12 (мес.) = 0,92
Сумма налога за год составит: 1 200 000 руб. х 1,2 % х 0,92 = 13 248 руб.

Расчет авансового платежа. Если земельный участок использовался в течение всего отчетного периода (3 мес., 6 мес., 9 мес.), то сумма аванса за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы и налоговой ставки. Если не весь отчетный период, то сумма исчисленного авансового платежа равняется 1/4 от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента К2.

Пример 2. Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за 1 квартал, 6 мес. и 9 мес. коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:

за 1 квартал: К2 = 2 мес. : 3 мес. = 0,67;

за 1 полугодие: К2 = 5 мес. : 6 мес. = 0,83;

за 9 мес.: К2 = 8 мес. : 9 мес. = 0,89.

Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:

за 1 квартал - (1 200 000 руб. х 1,2% х 0,67) : 4 = 2 412 руб.;

за 1 полугодие - (1 200 000 руб. х 1,2% х 0,83) : 4 = 2 988 руб.;

за 9 мес. - (1 200 000 руб. х 1,2% х 0,89) : 4 = 3 204 руб.

Всего в течение года организация должна уплатить сумму авансовых платежей в размере: 2 412 руб. + 2 988 руб. + 3 204 руб. = 8 604 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит: 13 248 руб. - 8 604 руб. = 4 644 руб.

Льготы по земельному налогу

Ст. 395 Кодекса предусмотрены льготы по земельному налогу, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Перечень льгот для юридических лиц очень краток.

Освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций.

Уголовно-исполнительная система Минюста России включает в себя:

- учреждения, исполняющие наказания;

- территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (ст. 5 Федерального закона от 21.07.93 N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ (далее - Федеральный закон N 5473-1).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Задачами уголовно-исполнительной системы являются:

- исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;

- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;

- привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;

- обеспечение охраны здоровья осужденных;

- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам;

- конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также конвоирование иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции при выполнении международных обязательств Российской Федерации.

Поэтому не подлежат налогообложению земельные участки, предоставленные для непосредственного выполнения возложенных на указанные организации и учреждения задач, установленных Федеральным законом N 5473-1.

Постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 N 89 утвержден Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему. В этой связи льгота по земельному налогу распространяется на учреждения, исполняющие наказания, федеральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы (указаны в статье 5 Федерального закона N 5473-1), а также учреждения и организации, которые включены в указанный Перечень.

В отношении вопроса об уплате земельного налога федеральными государственными учреждениями системы Росрезерва есть определенная особенность. С 1 января 2006 г. отменена льгота по земельным участкам, занятым объектами мобилизационного назначения (мобилизационными мощностями).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.94 N 79-ФЗ “О государственном материальном резерве“ формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации. Структура системы государственного резерва и порядок управления государственным резервом определяются Правительством РФ. Перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росрезерва, установлен распоряжением Правительства РФ от 10.01.05 N 8-р.

Земельные участки, предоставленные федеральным государственным учреждениям системы Росрезерва для формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва, относятся к земельным участкам, ограниченным в обороте, и не должны признаваться объектом налогообложения по земельному налогу.

При решении вопроса о налогообложении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения безопасности, необходимо учесть следующее.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности (ст. 8 Закона РФ от 05.03.92 N 2446-1 “О безопасности“ (далее - Закон N 2446-1)).

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

- Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службы;

- Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;

- внутренние войска;

- органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

- службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 19.07.04 N 927, одной из основных функций МВД России является обеспечение общественной безопасности, которое непосредственно реализуется органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России.

Согласно п. 5 Положения МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

В этой связи земельные участки, предоставленные МВД России и входящим в его систему организациям и подразделениям, не являются объектом налогообложения земельным налогом. Что касается земельных участков, закрепленных за образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, входящими в систему МВД России, являющимися юридическими лицами, то эти земельные участки подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

О порядке уплаты земельного налога бюджетными учреждениями, подведомственными Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, расскажем подробнее.

В соответствии с п. 1 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. При этом п. 2 указанной статьи Кодекса определены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения земельным налогом. К таким земельным участкам, в частности, отнесены земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. На основании пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

В соответствии с Положением о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента РФ от 28.07.04 N 976, ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ФСКН России специально уполномочена на решение указанных задач, а также в области противодействия незаконному обороту перечисленных предметов в целях охраны здоровья граждан.

Принимая во внимание задачи, на решение которых уполномочена ФСКН России в соответствии с Положением о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, и положение ст. 12 Закона РФ от 05.03.92 N 2446-1 “О безопасности“, согласно которому к силам обеспечения безопасности относятся органы охраны здоровья населения, отмечается, что земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные ФСКН России и ее территориальным органам для обеспечения безопасности, не являются объектом налогообложения земельным налогом.

Относительно бюджетных учреждений, подведомственных ФСКН России и не относящихся к органам, являющимся силами обеспечения безопасности в соответствии со ст. 12 Закона “О безопасности“, следует иметь в виду, что предоставленные им земельные участки не могут рассматриваться как ограниченные в обороте, предоставленные для безопасности, и поэтому подлежат налогообложению земельным налогом.

Дополнительные льготы

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе предусмотреть любые налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом льготы, предусмотренные ст. 395 Кодекса, применяются вне зависимости от их упоминания в соответствующих нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Муниципальные образования вправе предусмотреть налоговые льготы, аналогичные налоговым льготам, предусмотренным ст. 395 Кодекса, в отношении которых Главой 31 предусмотрено ограничение их действий во времени, - без указанного ограничения, а также и дополнительные льготы.

Например, Законом г. Москвы от 24.11.04 N 74 “О земельном налоге“ установлено, что освобождаются от налогообложения учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета города Москвы, а также за счет средств профсоюзов, - в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта.

Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области освобождаются от уплаты земельного налога муниципальные учреждения, созданные органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, и другие муниципальные предприятия, зарегистрированные в Наро-Фоминском районе, деятельность которых финансируется не менее чем на 70% за счет средств местного бюджета или фонда обязательного медицинского страхования в отношении принадлежащих им земельных участков.

Другие муниципальные образования также широко используют свои полномочия и в большинстве случаях устанавливают льготы бюджетным организациям, в том числе учреждениям образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта и другим.

(Продолжение следует)

Н.В. Голубева,

советник государственной гражданской службы РФ 2 класса


“Ваш бюджетный учет“, N 12, декабрь 2007 г.