В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Комментарий к Письму Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 N 403-19 (Новикова Е.А.) (“Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера“, 2010, N 6)

“Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера“, 2010, N 6



КОММЕНТАРИЙ
К ПИСЬМУ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ
ОТ 27.02.2010 N 403-19



В комментируемом Письме Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 N 403-19 даны разъяснения о порядке обложения страховыми взносами выплат по трудовым, гражданско-правовым договорам в пользу сотрудников - граждан Республики Беларусь, временно пребывающих на территории РФ.

Напомним отдельные положения законодательства РФ:

- граждане Республики Беларусь признаются иностранными гражданами в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ (далее - Закон N
115-ФЗ);

- граждане Республики Беларусь независимо от места проживания имеют право въезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории РФ в безвизовом режиме в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30.11.2000 <1>;

- граждане Республики Беларусь и граждане России имеют равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории РФ, а также равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах, связанных с трудовыми отношениями. Трудовая деятельность регулируется трудовым договором в соответствии с законодательством РФ. Все это предусмотрено ст. 7 Договора от 25.12.1998 между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан <2>. Также в соответствии с названной статьей Договора у граждан Республики Беларусь, работающих по трудовым договорам, заключенным с российскими организациями, признается трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью;

- у гражданина Республики Беларусь при приеме на работу не возникает обязанности по оформлению специального разрешения как на привлечение и использование рабочей силы, так и на разрешение на работу. При этом документы, выданные в Республике Беларусь для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий граждан этого государства, признаются на территории РФ без легализации в соответствии с п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 “О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других
социально-трудовых гарантий“;

- граждане Республики Беларусь не подвергаются на территории РФ более обременительному налогообложению, чем граждане РФ в сходных обстоятельствах, в соответствии с п. 1 ст. 21 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 “Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налога на доходы и имущество“ <3> (далее - Соглашение от 21.04.1995).

--------------------------------

<1> Ратифицировано Федеральным законом от 07.08.2001 N 114-ФЗ “О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан“.

<2> Ратифицирован Федеральным законом от 01.05.1999 N 89-ФЗ “О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан“.

<3> Ратифицировано Федеральным законом от 10.01.1997 N 14-ФЗ “О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество“.




Итак, рассмотрим особенности обложения страховыми взносами выплат по трудовым, гражданско-правовым договорам в пользу граждан Республики Беларусь с учетом изложенных выше положений законодательства РФ, которые непосредственно связаны с особенностями трудовых отношений с данными гражданами.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ <4> объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении
исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“.



Однако согласно ст. 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, на которые страховые взносы не начисляются. В соответствии с указанным перечнем страховыми взносами не облагаются суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Таким образом, начисление страховых взносов на выплаты иностранным гражданам зависит от правового статуса этих граждан на территории РФ. Определение правового статуса иностранных граждан в РФ, а также регулирование отношений между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов и правоотношений, возникающих в связи с пребываем (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, производятся на основании Закона N 115-ФЗ. Данным документом установлены следующие статусы иностранных граждан, законно находящихся на территории РФ:

- временно пребывающий - иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- временно проживающий - иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание на территории РФ до получения вида на жительство, оформленного в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Порядок выдачи разрешения на временное проживание регулируется Постановлением Правительства РФ N 789 <5>;

- постоянно проживающий - иностранный гражданин, получивший вид на жительство. Этот документ подтверждает право на постоянное проживание в Российской Федерации, а также на свободный выезд и въезд в нее. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим личность, и предоставляется иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего личность, но не более чем на пять лет. Вид на жительство лицу без гражданства выдается на пять лет (п. 17 Постановления Правительства РФ N 794 <6>).

--------------------------------

<5> Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 N 789 “Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание“.

<6> Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 N 794 “Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство“.




Значит, если гражданин Республики Беларусь, с которым организация заключила трудовой или гражданско-правовой договор, имеет статус временно пребывающего на территории РФ, выплаты по таким договорам обложению страховыми взносами не подлежат. Такие разъяснения представлены в комментируемом Письме, а также в Письмах Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 424-19, от 26.01.2010 N
20-1/253427.

Кроме этого, в своих разъяснениях сотрудники Минздравсоцразвития обращают внимание на то, что категории застрахованных лиц устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ <7> и п. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ <8> обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории РФ, и лица без гражданства.

--------------------------------

<7> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

<8> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством“.




Сотрудники Минздравсоцразвития обращают внимание на ч. 4 ст. 1 Закона N 212-ФЗ, в которой сказано, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены данным Федеральным законом, применяются правила международного договора РФ. В настоящее время действует Договор от 24.01.2006 между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее - Договор). В ст. 3 Договора сказано, что его положения распространяются на отношения, регулируемые законодательством договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что касается:

- пособий по временной нетрудоспособности и материнству;

- пособий по безработице;

- трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за
выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальных пенсий;

- пособий в случае трудового увечья или профессионального заболевания;

- пособий для семей с детьми;

- пособий на погребение.

Кроме этого, в п. 2 ст. 3 Договора сказано, что положения распространяются также на отношения, регулируемые законодательством договаривающихся сторон об уплате страховых взносов на обязательное (государственное) социальное страхование.

Однако согласно пп. 6 п. 1 ст. 1 Договора действие данного документа касается только граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории РФ.

Таким образом, выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу граждан Республики Беларусь, которые имеют статус временно пребывающих на территории РФ, не подпадают под действие Договора, а значит, не облагаются страховыми взносами.

Что касается медицинского страхования, оно регулируется Законом N 1499-1 <9>. В ст. 8 этого Закона сказано, что медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в РФ, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров (в настоящее время - Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации <10>). Согласно п. 2 данного Положения оно не распространяется на иностранных граждан:

- проживающих в Российской Федерации в общей сложности более 183 дней в календарном году;

- работающих в РФ по трудовым договорам;

- находящихся в служебных командировках в иностранных дипломатических представительствах, консульских учреждениях, международных организациях, аккредитованных при Министерстве иностранных дел;

- пребывающих в РФ с официальным визитом;

- находящихся в РФ по приглашению работников иностранных
дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций, аккредитованных при Министерстве иностранных дел;

- имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) в соответствии с международными договорами РФ.

--------------------------------

<9> Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“.

<10> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 N 1488.




Таким образом, на основании приведенных норм законодательства сотрудники организации - граждане Республики Беларусь, имеющие статус временно пребывающих на территории РФ, не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования РФ.



Е.А.Новикова
Эксперт журнала
“Оплата труда в бюджетном учреждении:

акты и комментарии для бухгалтера“
Подписано в печать
27.05.2010