Отражаем в учете расчеты с работником, которому предоставляются дополнительные выходные по уходу за ребенком-инвалидом (Будакова Н.И.) (“Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение“, 2010, N 7)
“Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение“, 2010, N 7ОТРАЖАЕМ В УЧЕТЕ РАСЧЕТЫ С РАБОТНИКОМ,
КОТОРОМУ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫХОДНЫЕ
ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ
Какими законодательными актами и нормативными документами регулируется порядок предоставления дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом? Каковы источники финансирования расходов? Какие документы необходимо представить работнику для реализации права на оплату дополнительных выходных дней? Надо ли удерживать с таких выплат НДФЛ? На эти и другие вопросы мы ответили в представленной статье.
Правовое регулирование вопроса
Согласно ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на меры социальной поддержки в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.
Частью 1 ст. 262 ТК РФ предусмотрено предоставление в календарном месяце четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом одному из работающих родителей (опекуну, попечителю).
Минтруд и ФСС Постановлением от 04.04.2000 N 26/34 утвердили Разъяснение о порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами (далее - Разъяснение).
Так, согласно п. 1 названного Разъяснения одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению предоставляются в календарном месяце четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет.
Дополнительно оплачиваемые выходные оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.
В п. 2 Разъяснения установлено, что работающий родитель представляет также справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично.
Пунктом 3 Разъяснения определено: в случае, если один из родителей ребенка состоит в трудовых отношениях с работодателем, а другой в таких отношениях не состоит или самостоятельно обеспечивает себя работой (например: индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный охранник, адвокат, глава или член крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и т.д.), четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях с работодателем, при предъявлении им документа (копии), подтверждающего, что другой родитель в трудовых отношениях с работодателем не состоит либо является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой.
Следует отметить, что ситуация, при которой оба родителя работают в одной организации, в Разъяснении не урегулирована. В таком случае составление справки о неиспользовании одним из родителей дополнительных оплачиваемых выходных дней является излишним. При проверке расходования средств ФСС достаточно будет представить документы, подтверждающие, что работник состоит в трудовых отношениях с этой же организацией (приказ (распоряжение) о приеме на работу, трудовую книжку), а документом, подтверждающим тот факт, что работник не использовал дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, будет табель учета рабочего времени.
Согласно п. 5 Разъяснения четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц не предоставляются работающему родителю в период:
- очередного ежегодного оплачиваемого отпуска;
- отпуска без сохранения заработной платы;
- отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
При этом у другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.
Следует отметить, что справка, упомянутая в п. 1 Разъяснения, представляется из органов социальной защиты населения по месту жительства ребенка-инвалида ежегодно, документы, указанные в п. 3 данного документа, - при каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней.
В соответствии с п. 10 Разъяснения оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств ФСС. О том, что оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, говорится также в ч. 1 ст. 262 ТК РФ.
Статьей 139 ТК РФ установлен единый порядок исчисления размера средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев ее определения, предусмотренных ТК РФ. При исчислении средней заработной платы организация руководствуется Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
При суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств ФСС, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате.
В таком же порядке осуществляется оплата каждого дополнительного выходного дня в условиях неполного рабочего времени.
Отметим, что с 1 января 2010 г. финансовое обеспечение расходов на оплату данных дополнительных выходных дней осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС. Это определено ч. 17 ст. 37 Федерального закона N 213-ФЗ <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“.
Расходы на оплату дополнительных дней отпуска отражаются в расчетной ведомости формы-4 ФСС РФ в таблице 2 “Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством“ по строке 14 с расшифровкой количества дней (графа 3) и расходов (графы 4, 5). Напомним, что в настоящее время действует форма расчета, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н.
Учет и налогообложение оплаты дополнительных выходных дней
Начисление среднего заработка за дополнительные выходные дни отражается с использованием счета 0 302 01 000 “Расчеты по заработной плате“ (п. 200 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, действует в редакции Приказа Минфина России от 30.12.2009 N 152н).
Налог на доходы физических лиц. Сумма среднего заработка является доходом работника в целях исчисления НДФЛ (пп. 6 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ). Финансовое ведомство придерживается четкой позиции: так как ст. 217 НК РФ не упоминает среди освобождаемых доходов выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет, данные доходы облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке (Письма от 12.12.2007 N 03-04-05-01/407, от 13.06.2007 N 03-04-06-01/184). Аналогичное мнение представлено в Письме УФНС по г. Москве от 04.06.2009 N 20-15/3/057048@.
Страховые взносы. Организации являются страхователями и плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в ФСС, на обязательное медицинское страхование - в ФФОМС и ТФОМС (ч. 1 ст. 1, пп. “а“ п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ <2>). Сумма заработной платы является объектом обложения названными страховыми взносами и включается в базу для начисления страховых взносов на дату начисления заработной платы (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, п. 1 ст. 11 Федерального закона N 212-ФЗ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“.
При этом на сумму среднего заработка, выплачиваемого за счет ФСС, указанные страховые взносы не начисляются, поскольку средства на выплату среднего заработка поступают из ФСС и эта выплата не связана с выполнением работником трудовых обязанностей.
Помимо страховых взносов, начисляемых в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ, на сумму заработной платы работодатели начисляют страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 3, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184).
Однако на сумму среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются, поскольку данную сумму можно квалифицировать как социальную выплату, производимую в соответствии с законодательством РФ за счет средств ФСС (п. 2 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765).
Пример. Должностной оклад работника составляет 18 000 руб. Учреждение работает по календарю пятидневной рабочей недели. Работнику на основании заявления в июне 2010 г. необходимо произвести оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
На основании данных о фактически начисленной зарплате и отработанном времени за расчетный период (с 1 июня 2009 г. по 31 мая 2010 г.) средний дневной заработок составил 869,55 руб.
Как в данной ситуации отразить в учете организации расчеты с работником по заработной плате за июнь 2010 г., если все выплаты в пользу работника произведены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности?
Бухгалтер бюджетной организации сделает в учете следующие записи:
-------------------------------------T------------T------------T----------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Начислена работнику заработная плата¦2 106 04 340¦2 302 01 730¦ 14 571,43¦
¦за фактически отработанные дни в ¦ ¦ ¦ ¦
¦июне ¦ ¦ ¦ ¦
¦(18 000 руб. / 21 дн. x 17 дн.) ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Отражена сумма среднего заработка за¦2 106 04 340¦2 302 01 730¦ 3 478,20¦
¦четыре выходных дня в июне ¦ ¦ ¦ ¦
¦(869,55 руб. x 4 дн.) ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Начислены страховые взносы ¦2 106 04 340¦2 303 02 730¦ 3 871,72¦
¦(14 571,43 руб. x (20 + 2,9 + 3,1 + ¦ ¦2 303 06 730¦ ¦
¦0,2)%) <*> ¦ ¦2 303 07 730¦ ¦
¦ ¦ ¦2 303 08 730¦ ¦
¦ ¦ ¦2 303 10 730¦ ¦
¦ ¦ ¦2 303 11 730¦ ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Перечислены в бюджет суммы ¦2 303 02 830¦2 201 01 610¦ 3 871,72¦
¦начисленных страховых взносов ¦2 303 06 830¦ ¦ ¦
¦ ¦2 303 07 830¦ ¦ ¦
¦ ¦2 303 08 830¦ ¦ ¦
¦ ¦2 303 10 830¦ ¦ ¦
¦ ¦2 303 11 830¦ ¦ ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Удержан НДФЛ с суммы дохода ¦2 302 01 830¦2 303 01 730¦ 2 086 ¦
¦работника ¦ ¦ ¦ ¦
¦((14 571,43 + 3478,2 - 2000) руб. x ¦ ¦ ¦ ¦
¦13%) <**> ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Перечислен в доход бюджета НДФЛ ¦2 303 01 830¦2 201 01 610¦ 2 086 ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Получены денежные средства в кассу ¦2 210 03 560¦2 201 01 610¦ 15 963,63¦
¦учреждения для выплаты работнику ¦2 201 04 510¦2 210 03 660¦ ¦
¦причитающихся сумм ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+------------+------------+----------+
¦Выплачены работнику заработная плата¦2 302 01 830¦2 201 04 610¦ 15 963,63¦
¦и средний заработок за ¦ ¦ ¦ ¦
¦дополнительные выходные дни ¦ ¦ ¦ ¦
¦(14 571,43 + 3478,2 - 2086) руб. ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------+------------+------------+-----------
--------------------------------
<*> Совокупный доход работника в июне превысил 40 000 руб. с начала налогового периода, следовательно, ему не предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ). При условии, что работник не является единственным родителем и у него нет других детей, ему положен стандартный налоговый вычет в размере 2000 руб. (абз. 2, 4, 6 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
<**> В примере приведены тарифы страховых взносов, уплачиваемые в ПФР, ФСС, ФОМС в соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона N 212-ФЗ. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в данной схеме начислены исходя из страхового тарифа, установленного для I класса профессионального риска (0,2%) (ст. 1 Федерального закона от 28.11.2009 N 297-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов“).
Н.И.Будакова
Эксперт журнала
“Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение“
Подписано в печать
29.06.2010