В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Изменения налогового законодательства с 2007 года

Изменения налогового законодательства с 2007 года

В любом государстве совершенство системы налогообложения и уровень ее оптимальности являются показателями его экономического и социального развития. В последнее время законодатели стремятся снизить бремя налогообложения организаций и физических лиц. Не всегда их стремления достигают цели, а иногда действуют в обратном направлении, однако поправки, внесенные в налоговое законодательство в 2007 году, которые начнут действовать с 2008 года, позволяют говорить о позитивной тенденции изменения системы налогообложения. Рассмотрим их.

Налог на прибыль

Самые значимые коррективы в гл. 25 “Налог на прибыль организаций“ НК РФ в 2007 году внес Федеральный закон N 216-ФЗ*(1). Среди них особого внимания заслуживают изменения в отношении амортизируемого имущества, то есть основных средств и нематериальных активов (ст. 256, 257 НК РФ). С 1 января 2008 года изменится стоимость амортизируемого имущества. К такому имуществу будет относиться имущество, стоимость которого превышает 20 000 руб. Напомним, что в бюджетном учете амортизируемым признается имущество стоимостью от 1 000 руб., при этом амортизация в размере 100% начисляется на имущество, стоимость которого составляет от 1 000 до 10 000 руб. На имущество стоимостью свыше 10 000 руб. амортизация начисляется линейным способом в соответствии с рассчитанными нормами. Таким образом, по основным средствам, приобретенным в рамках предпринимательской деятельности в 2008 году, амортизационные отчисления в бюджетном и налоговом учете не будут совпадать. Затраты на покупку имущества стоимостью до 20 000 руб. можно будет единовременно включать в материальные расходы в налоговом учете. Повышение первоначальной стоимости амортизируемого имущества не повлияет на основные средства, которые были приобретены бюджетным учреждением до 1 января 2008 года: даже если они стоят менее 20 000 руб., их нужно продолжать амортизировать по прежним правилам.

Со следующего года стоимость автотранспорта, по которому нужно применять понижающий коэффициент 0,5, увеличится в два раза. С 1 января 2008 года учреждения смогут прекратить применение понижающего коэффициента в отношении легковых автомобилей, стоимость которых меньше 600 000 руб., а также пассажирских микроавтобусов дешевле 800 000 руб. В 2007 году понижающий коэффициент применяется в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, первоначальная стоимость которых превышает соответственно 300 000 и 400 000 руб.

Порядок списания расходов на производство и реализацию готовой продукции закреплен в ст. 318, 319 НК РФ. В соответствии с указанными статьями затраты при производстве продукции подразделяются на прямые и косвенные. Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 318 НК РФ), определяется налогоплательщиком самостоятельно. К указанным расходам могут быть отнесены:

- материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1, 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

- расходы на оплату труда работников, непосредственно участвующих в производстве продукции, а также суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы оплаты труда;

- амортизация, начисленная по основным средствам, используемым при производстве продукции.

Прямые относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены согласно ст. 319 НК РФ.

К косвенным расходам относятся все иные, за исключением внереализационных (ст. 265 НК РФ), произведенных в течение отчетного (налогового) периода. При этом они в полном объеме списываются на расходы текущего отчетного (налогового) периода. Вполне очевидно, что налогоплательщику выгоднее расходы отнести к косвенным, чтобы как можно раньше учесть их при определении прибыли. Теперь на уровне Налогового кодекса закреплено положение об отнесении капитальных вложений в размере 10% первоначальной стоимости основных средств к косвенным расходам. Ранее подобные разъяснения были даны Минфином в Письме от 28.09.2006 N 03-03-02/230. В соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Указанные расходы признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала начисления амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения (ст. 272 НК РФ в редакции Федерального закона N 216-ФЗ).

Амортизационная премия (10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств) применяется только в отношении основных средств, приобретенных (созданных) за счет приносящей доход деятельности и используемых в ней.

Федеральный закон N 195-ФЗ*(2) примечателен тем, что он направлен на создание благоприятных условий хозяйствования для организаций, занимающихся инновационной деятельностью. Организации, осуществляющие научно-техническую деятельность, получили возможность начислять амортизацию в ускоренном порядке, с применением повышающего коэффициента, но лишь по тем основным средствам, которые используются только в научно-технической деятельности. Размер коэффициента не может превышать 3, а конкретное его значение устанавливает сама организация в учетной политике для целей налогообложения (п. 7 ст. 259 НК РФ в новой редакции). Кроме того, с 01.01.2008 будет увеличен лимит признания расходов на формирование фондов финансирования НИОКР с 0,5 до 1,5% дохода налогоплательщика (п. 3 ст. 262 НК РФ в новой редакции).

Федеральным законом N 216-ФЗ внесены изменения также в ст. 288 НК РФ в отношении уплаты налога организациями, у которых на территории одного субъекта РФ расположены несколько подразделений. Такие организации вправе не распределять прибыль между подразделениями, а весь налог в бюджет данного региона могут платить по месту нахождения одного из подразделений. Учреждение до начала следующего налогового периода (до 31 декабря) должно сообщить в инспекцию, через какое именно подразделение оно будет уплачивать налог.

При расчете налога на прибыль учреждения могут учитывать в качестве расходов по оплате труда затраты на добровольное страхование работников, в частности суммы платежей по договорам добровольного личного страхования, которыми предусмотрены выплаты исключительно в случаях смерти или причинения вреда здоровью застрахованного работника. Сумма взносов по таким договорам, которую можно отнести к налоговым издержкам, в 2007 году составляет 10 000 руб. в год на одного застрахованного сотрудника. С 1 января 2008 года она будет повышена до 15 000 руб. (абз. 10 п. 16 ст. 255 НК РФ в редакции Федерального закона N 216-ФЗ). Причем данное ограничение нужно соблюдать не по каждому работнику в отдельности, а в отношении общей суммы взносов к числу застрахованных сотрудников.

Расходы на страхование по общему правилу признаются в том периоде, в котором по условию договора были перечислены средства на уплату страховых взносов. Но если договор заключен на срок более одного отчетного периода и им предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то расходы необходимо учитывать равномерно в течение срока действия договора.

Федеральным законом N 216-ФЗ расширен перечень доходов, не подлежащих налогообложению (ст. 251 НК РФ), в частности, к ним относится не только списанная задолженность по налогам (сборам, пеням и штрафам) перед бюджетом, но и долги по уплате взносов (штрафов и пеней) перед внебюджетными фондами. Изменения затрагивают и правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Организации, которым по решению Правительства РФ или в соответствии с законодательством списали такую задолженность, смогут представить уточненные декларации.

Согласно Федеральному закону N 195-ФЗ с 2008 года в качестве целевого финансирования будут признаваться средства, полученные из иных фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“. Конкретный перечень этих фондов будет установлен Правительством РФ.

Единый социальный налог

Федеральный закон N 216-ФЗ внес также изменения в гл. 24 “Единый социальный налог“ НК РФ, в частности в ст. 236 “Объект налогообложения“ НК РФ. Изменения вступают в силу 1 января 2008 года, но распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Согласно внесенным поправкам не признаются объектом налогообложения выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории РФ, и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению в пределах законодательно установленных норм компенсационные выплаты. При этом компенсации могут быть установлены как законодательством РФ, субъектов РФ, так и местными властями. Компенсации должны быть связаны с одним из перечисленных в указанном пункте оснований. К их числу Федеральным законом N 216-ФЗ отнесен случай возмещения расходов физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

С 1 января 2008 года Федеральным законом N 257-ФЗ*(3) в список единовременной материальной помощи, не подлежащей налогообложению, включены суммы, выплачиваемые работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка (пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ). Материальная помощь не облагается ЕСН независимо от того, за счет средств каких источников она оказывается.

Федеральным законом N 216-ФЗ с 01.01.2008 вводятся новые нормы, определяющие порядок исчисления и уплаты ЕСН (ст. 243 НК РФ в редакции указанного закона). Так, авансовые платежи по ЕСН должны исчисляться в течение не только отчетных периодов - I квартала, полугодия, 9 месяцев календарного года, но и налогового периода - всего календарного года. Отсутствие этой нормы ранее предоставляло налогоплательщикам возможность не исчислять авансовые платежи по ЕСН в течение IV квартала. Сумма налога (авансовых платежей по налогу) определяется в полных рублях, при этом сумма менее 50 коп. отбрасывается, а сумма в 50 коп. и более округляется до полного рубля. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами РФ, уплата налога (авансовых платежей по нему), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляются организацией по месту своего нахождения.

Налог на добавленную стоимость

Федеральным законом N 137-ФЗ4 внесены изменения в ст. 163 НК РФ, в соответствии с которыми в 2008 году налоговый период для всех плательщиков НДС будет составлять один квартал.

Начиная с 1 января 2008 года вступят в силу поправки Федерального закона N 195-ФЗ в ст. 149 “Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)“ НК РФ. Они направлены на создание более льготных условий налогообложения для организаций, осуществляющих инновационную деятельность. Согласно вновь введенному пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не будет облагаться НДС реализация:

- исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау);

- прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Кроме того, расширена сфера действия льготы по НИОКР. До внесения изменений от обложения НДС было освобождено выполнение таких работ за счет средств бюджетов и специализированных фондов, а также их выполнение учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ). С 01.01.2008 освобождается от обложения НДС выполнение НИОКР организациями. Однако введены обязательные условие и требование к НИОКР. Они относятся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав данных работ включаются следующие виды деятельности:

а) разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

б) разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

в) создание опытных (то есть не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Новым пп. 26, которым дополнен п. 3 ст. 149 НК РФ, уточнено, что от обложения НДС освобождаются:

- уступка (приобретение) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров займа (в денежной форме) или кредитного договора;

- исполнение заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки.

Ранее указанные операции освобождались от обложения НДС согласно ст. 155 НК РФ.

Налог на имущество

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, является налоговой базой для исчисления налога. В соответствии с Федеральным законом N 216-ФЗ внесены изменения в расчет среднегодовой стоимости имущества за налоговый период (п. 4 ст. 376 НК РФ). С 1 января 2008 года она будет определяться как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, то есть на 31 декабря, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется по-прежнему как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Из элементов налогообложения, устанавливаемых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 77-ФЗ*(5), исключена форма отчетности по налогу на имущество организаций (п. 2 ст. 372 НК РФ). Разработка новых форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций согласно п. 5.10 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе“ - компетенция ФНС. Утверждать указанные формы на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ уполномочен Минфин.

Налог на доходы физических лиц

Перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, представлен в ст. 217 НК РФ. К ним относятся гранты - безвозмездная помощь, предоставленная для поддержки науки и образования, культуры и искусства международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ. С 1 января 2008 года в соответствии с Федеральным законом N 38-ФЗ*(6) от налогообложения будут освобождаться гранты, предоставленные не только международными и иностранными организациями, но и российскими организациями.

Известно, что при направлении физического лица в служебную командировку как по России, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные в пределах норм, установленных согласно действующему законодательству. В 2007 году п. 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения суточных в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. Однако нормативов для расчета НДФЛ не существовало. Нормы суточных определены для исчисления налога на прибыль Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93. Согласно этому документу норма суточных по России составляет 100 руб. в день, а для заграничных командировок - от 37 до 95 долл. США в зависимости от страны назначения и срока командировки. Однако Минфин считает, что с суммы суточных, которая превышает нормативы, разработанные для исчисления налога на прибыль, нужно удерживать НДФЛ (письма от 20.03.2007 N 03-04-06-01/77, от 16.02.2007 N 03-04-06-02/28, от 21.03.2005 N 03-05-01-04/62). В то же время ВАС в Решении от 26.01.2005 N 16141/04 указал, что от обложения НДФЛ освобождаются суточные в пределах норм, установленных организацией, поскольку согласно ст. 168 ТК РФ размер возмещения командировочных расходов определяется коллективным договором или локальным нормативным актом. Бюджетные учреждения, избегая судебных разбирательств, предпочитают удерживать НДФЛ с суточных, которые превышают 100 руб. Федеральным законом N 216-ФЗ урегулирован этот вопрос, в частности внесены поправки в перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, а именно установлены нормативы для суточных. Так, с 1 января 2008 года не будут облагаться суточные в размере 700 руб. за каждый день российской командировки и в размере 2 500 руб. - при служебных поездках за границу (п. 3 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона N 216-ФЗ).

Федеральными законами N 257-ФЗ, 216-ФЗ в список единовременной материальной помощи, не подлежащей обложению НДФЛ, внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2008 года. Вследствие поправок суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам - членам семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью не облагаются НДФЛ независимо от источника выплаты. Не подпадают под налогообложение суммы, выплаченные не только пострадавшим от террористических актов, но и членам семей лиц, погибших в результате террористических актов. Кроме того, указанный список дополнен выплатами работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка (п. 8 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона N 216-ФЗ).

В 2007 году не подлежат обложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работникам (или) членам их семей, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, и за счет средств ФСС. Соответственно, не было предусмотрено освобождение от налогообложения сумм оплаты бюджетным учреждением стоимости путевок за счет средств бюджетного финансирования. Федеральным законом N 216-ФЗ пересмотрены положения о компенсации стоимости путевок (п. 9 ст. 217 НК РФ). Так, с 1 января 2008 года на необлагаемую компенсацию стоимости путевки могут рассчитывать и бывшие работники организации, которые уволились в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости. Подвергся корректировке перечень источников компенсации путевок. Не будет облагаться компенсация путевок за счет:

- средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

- средств бюджетов бюджетной системы РФ;

- средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

Кроме того, определено, какие организации являются санаторно-курортными и оздоровительными. Это санатории, санатории-профилактории и профилактории, дома и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Федеральным законом N 216-ФЗ к числу необлагаемых доходов (п. 27 ст. 217 НК РФ) отнесены проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо его продления были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования ЦБ РФ, при условии если в период начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования ЦБ РФ, прошло не более трех лет. Изменения вступают в силу 1 января 2008 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Федеральным законом N 216-ФЗ ст. 217 НК РФ дополнена двумя пунктами, в соответствии с которыми не облагаются НДФЛ:

- суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам) (п. 35 ст. 217 НК РФ в новой редакции действует с 1 января 2008 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года);

- суммы субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (п. 36 ст. 217 НК РФ в новой редакции вступает в силу с 1 января 2008 года).

Земельный налог

В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков-
организаций являются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Федеральным законом N 216-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 393 НК РФ, согласно которым с 1 января 2008 года отчетным периодом по земельному налогу будут считаться I, II и III кварталы.

Л. Максимова,

главный редактор журнала “Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 12, декабрь 2007 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации“.

*(2) Федеральный закон от 19.07.2007 N 195-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности“.

*(3) Федеральный закон от 29.12.2006 N 257-ФЗ “О внесении изменений в статьи 217 и 238 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“.

*(4) Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“.

*(5) Федеральный закон от 16.05.2007 N 77-ФЗ “О внесении изменения в статью 372 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“.

*(6) Федеральный закон от 23.03.2007 N 38-ФЗ “О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“.