Почти все о служебных командировках. Часть 1 (Начало)
“Советник бухгалтера бюджетной сферы“, 2010, N 4
ПОЧТИ ВСЕ О СЛУЖЕБНЫХ КОМАНДИРОВКАХ. ЧАСТЬ 1
Пожалуй, любая организация, в том числе и каждое бюджетное учреждение, хотя бы изредка направляет своих сотрудников в служебные командировки: для участия в важных совещаниях, заседаниях, семинарах, для проведения переговоров и заключения контрактов, для прохождения обучения и повышения квалификации и так далее. Поэтому вопросы документального оформления, налогообложения и учета командировочных расходов всегда актуальны.
Безусловно, ни в рамках нашего журнала, ни даже в книге или справочнике по вопросу учета командировочных расходов невозможно рассмотреть абсолютно все ситуации, которые могут возникать на практике, и дать исчерпывающие ответы на все-все вопросы, с которыми может столкнуться бухгалтер.
Но тем не менее в течение этого года в предлагаемой вашему вниманию серии статей “Почти все о служебных командировках“ мы постараемся максимально подробно и четко рассказать о тонкостях оформления, нормирования, бюджетного и налогового учета операций, связанных с командировками сотрудников.
Служебные командировки в трудовом законодательстве
Начиная разговор о командировках, прежде всего нужно разобраться в тонкостях трудового законодательства. Что же это такое - служебная командировка? Есть ли ограничения в отношении того, кого из сотрудников можно направлять в командировки? Какие гарантии и компенсации должны быть предоставлены сотруднику, направленному в командировку? Ответы на все эти вопросы можно найти прежде всего в Трудовом кодексе РФ, а также в некоторых других нормативных документах, конкретизирующих положения трудового законодательства.
А командировка ли это?
Определение служебной командировки дано в ст. 166 Трудового кодекса РФ. При этом в той же статье уточняется, что конкретные особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. В настоящее время действует Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение N 749).
Служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Из этого определения можно сделать ряд выводов.
Во-первых, из него следует, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, не признаются служебными командировками. Об этом прямо сказано в той же ст. 166 Трудового кодекса РФ, а также в п. 3 Положения N 749.
Во-вторых, раз служебными командировками считаются только поездки работников по распоряжению работодателей, направить в командировку можно только работника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем. Если же отношения с физическим лицом оформлены не трудовым, а гражданско-правовым договором - например, если преподаватель читает лекции в образовательном учреждении по договору возмездного оказания услуг и он не оформлен ни как штатный сотрудник, ни как внешний совместитель (то есть трудового договора с ним нет) - никакой речи о командировании данного физического лица и об исполнении норм трудового законодательства об оплате командировочных расходов быть не может. Поэтому в ситуации, когда организации все-таки нужно возместить физическому лицу расходы на поездки, связанные с исполнением данным физическим лицом гражданско-правового договора с данной организацией, нужно включать соответствующие положения о возмещении расходов непосредственно в гражданско-правовой договор (например, в договор подряда), но эти расходы не будут называться командировочными, и возмещаться они будут не на основании авансового отчета, а на основании отдельного акта или соглашения, составляемого сторонами договора ГПХ.
В-третьих, командировкой считается поездка вне места постоянной работы. Разъяснения о том, что нужно считать местом постоянной работы, даны в п. 3 Положения N 749. По общему правилу местом постоянной работы считается место расположения организации, в которой трудится работник по трудовому договору, или место расположения того обособленного структурного подразделения организации, работа в котором обусловлена трудовым договором. Поэтому в частных случаях, когда работник направляется в командировку по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение (представительство, филиал) той же организации, находящееся вне места его постоянной работы - например, если сотрудник головного учреждения, находящегося в Москве, поехал в филиал, расположенный в Екатеринбурге, или если работник новосибирского филиала поехал по делам в омский филиал - такие служебные поездки также признаются командировками. Если же, скажем, работнику учреждения, расположенного в Санкт-Петербурге (то есть местом постоянной работы которого является г. Санкт-Петербург), необходимо участвовать в каком-то мероприятии или переговорах, местом проведения которых является другое учреждение, также расположенное все в том же Санкт-Петербурге, такая поездка служебной командировкой однозначно не считается.
В-четвертых, командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок. При этом в Трудовом кодексе РФ нет никаких дополнительных разъяснений или ограничений по поводу срока командировки. А в п. 4 Положения N 749 сказано лишь, что срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Значит, фактически срок командировки не ограничен. Если служебное поручение весьма объемное и сложное, на его выполнение может потребоваться не одна неделя, а то и не один месяц. С другой стороны, исполнение небольшого поручения может занять всего один день. И нет никаких препятствий ни к тому, чтобы служебная командировка была однодневной, ни к тому, чтобы установить срок командировки, скажем, 45 дней или 62 дня.
Ну и наконец, в-пятых, служебной командировкой считается поездка работника для выполнения служебного поручения. Как уточняется в п. 6 Положения N 749, цель командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании, которое утверждается работодателем.
Кого можно направить в командировку?
Мы уже выяснили, что, поскольку служебными командировками считаются только поездки работников по распоряжению работодателей, направлять в командировки можно только тех лиц, которые состоят в трудовых отношениях с вашей организацией. Причем не обязательно, чтобы ваша организация была основным местом работы - послать в командировку можно не только “штатника“, но и совместителя.
Однако трудовое законодательство предусматривает ряд ограничений даже в отношении работников, состоящих в трудовых отношениях с данным работодателем.
Так, на основании ст. 259 ТК РФ запрещено направлять в служебные командировки беременных женщин.
А отправить в командировку женщину, имеющую ребенка (детей) в возрасте до трех лет, можно только с ее письменного согласия и при условии, что это ей не запрещено в соответствии с официальным медицинским заключением. Более того, такая женщина должна быть в письменной форме (под расписку) ознакомлена со своим правом отказаться от направления в служебную командировку. Иными словами, даже если она согласна поехать в командировку, нужно иметь доказательство того, что она была в курсе своего права отказаться. На практике это может оформляться по-разному, например:
- в виде расписки работницы о том, что она была ознакомлена со своими правами, составляемой ею в произвольной форме;
- путем написания работницей заявления-расписки от руки по образцу, подготовленному кадровой службой;
- путем заполнения специальной формы, разработанной кадровой службой организации;
- путем проставления специальной отметки (внесения соответствующей оговорки) в конце приказа (распоряжения) о направлении работницы в командировку - но в этом случае на приказе должно быть две подписи работницы: о том, что она ознакомлена с приказом (то есть с тем фактом, что она направлена в командировку), и отдельно о том, что она ознакомлена с правом отказаться от выезда в командировку;
- в форме составления акта об ознакомлении работницы с ее правом отказаться от служебной командировки;
- в виде уведомления о намерении руководства направить работницу в служебную командировку, в котором предусматривается место для проставления работницей отметки об ознакомлении с ее правом отказаться от командировки (а также, возможно, место для выражения работницей своего согласия или несогласия поехать в командировку с учетом ее права отказаться от нее).
Как видим, вариантов много, и единственно правильного обязательного к применению варианта не существует - главное, чтобы все требования трудового законодательства были соблюдены и их соблюдение было документально зафиксировано в той форме, которая наиболее удобна в данном конкретном случае.
Аналогичное право на отказ от командировки, согласно ст. ст. 259 и 264 ТК РФ, предусмотрено:
- для отцов, воспитывающих детей без матери;
- опекунов и попечителей несовершеннолетних;
- работников, имеющих детей-инвалидов;
- работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением;
- матерей и отцов, воспитывающих детей в возрасте до пяти лет без супруга (супруги).
Нельзя направить в служебную командировку работника, которому еще не исполнилось восемнадцати лет. Это зафиксировано в ст. 268 ТК РФ. Правда, тут есть исключения - для творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252. А спортсменов, не достигших возраста восемнадцати лет, можно направлять в командировки в случаях и в порядке, которые предусмотрены трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором (ст. 348.8 ТК РФ).
Кроме того, согласно ст. 203 ТК РФ невозможно направить работника в служебную командировку, не связанную с ученичеством, в период действия ученического договора.
Гарантируем средний заработок
Для командированных работников в ст. 167 ТК РФ предусмотрены три гарантии:
1) им гарантируется сохранение места работы (должности);
2) за ними сохраняется средний заработок;
3) им возмещают расходы, связанные со служебной командировкой.
Как уточняется в п. 9 Положения N 749, средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации. Иными словами, рабочими днями, приходящимися на период командировки и подлежащими оплате исходя из величины среднего дневного заработка, считаются те дни, которые признаются рабочими по графику вашей организации, а не по графику работы той организации или того учреждения, куда вы направили своего работника.
Если в командировку направлен совместитель, нужно иметь в виду, что средний заработок ему сохраняется у того работодателя, который направил его в командировку. Если же такого работника направили в командировку одновременно и по основной работе, и по работе, выполняемой на условиях совместительства - например, если преподаватель трудится в двух образовательных учреждениях (по трудовым договорам) и оба учреждения заинтересованы в том, чтобы он поехал в эту командировку и поучаствовал в семинаре, прошел курс повышения квалификации, находился на ежегодном конгрессе бухгалтеров и аудиторов или на ином мероприятии и т.д. - средний заработок сохраняется у обоих работодателей, а возмещаемые расходы по командировке распределяются между командирующими работодателями по соглашению между ними.
В случае если командированный работник привлекается к работе в выходные или нерабочие праздничные дни, оплату нужно производить в соответствии с трудовым законодательством РФ, а именно с соблюдением норм ст. 153 ТК РФ. Это специально оговорено в п. 5 Положения N 749.
Расчет среднего заработка, сохраняемого за время командировки, производят по общим правилам - исходя из норм, прописанных в ст. 139 ТК РФ и в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
Конечно, в случае, если исчисленный по установленным правилам средний заработок превышает или, по крайней мере, оказывается не ниже, чем текущая заработная плата работника, никаких особых проблем не возникает. Однако на практике могут возникать ситуации, когда обычная заработная плата работника на момент его направления в командировку оказывается значительно выше, чем сумма, исчисленная исходя из среднего заработка. Например, если незадолго до командировки работник пошел на повышение, в связи с чем его зарплата по новой должности оказывается существенно выше, чем средний заработок, исчисленный исходя из начислений за тот период, когда он еще трудился по прежней, более низкооплачиваемой, должности. Можно ли в таком случае оплатить период нахождения в командировке не “по среднему“, а исходя из фактической нынешней заработной платы?
Данный вопрос является спорным. Дело в том, что, как мы уже отметили, непосредственно в ст. 167 ТК РФ предусмотрен только один вариант - сохранять за командированным работником средний заработок. О возможности выплачивать ему текущую заработную плату там ничего не сказано. На этом основании специалисты Роструда еще в Письме от 05.02.2007 N 275-6-0 подчеркивали, что даже в случаях, когда текущая заработная плата оказывается выше среднего заработка, исчисленного в установленном порядке, выплата командированному работнику не среднего заработка, а обычной заработной платы за дни нахождения в командировке будет противоречить положениям Трудового кодекса РФ.
Однако с такой позицией можно поспорить. Ведь по большому счету трудовое законодательство устанавливает лишь минимальные нормы, регулирующие права работников. А работодатели при желании и при наличии финансовых возможностей имеют право улучшить положение работников по сравнению с тем, что гарантируется Трудовым кодексом.
Так, уже в ст. 2 Трудового кодекса РФ в числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений упоминается принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений, а согласно ст. 5 ТК РФ трудовые отношения регулируются не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, но и коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, причем эти локальные акты не подлежат применению только в том случае, если их нормы ухудшают положение работников по сравнению с тем, что установлено трудовым законодательством.
Таким образом, работодатель обязан гарантировать выплату командированному работнику за время нахождения в командировке в сумме не ниже среднего заработка. Однако в интересах работника - учитывая, что, находясь в командировке, он продолжает выполнять свои трудовые функции исходя из своих должностных обязанностей - работодатель имеет право производить ему доплату до фактического заработка в случаях, когда средний заработок оказывается ниже, чем текущая заработная плата работника (или производить оплату времени нахождения в командировке исходя из фактической, а не средней заработной платы, но в размере не ниже среднего заработка). Главное - предусмотреть возможность и условия осуществления такой выплаты в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте. О том, что такие выплаты правомерно учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций, сказано, например, в Письме Минфина России от 18.11.2008 N 03-03-06/1/638.
Дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, могут быть предусмотрены и прямо в трудовом договоре. Об этом сказано в ст. 57 ТК РФ. Например, в трудовой договор могут быть включены положения об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством. О правомерности признания в налоговом учете надбавки до должностного оклада, выплачиваемой работнику, находящемуся в производственной командировке, в соответствии с заключенным с ним трудовым договором, говорилось в Письме УФНС России по г. Москве от 04.02.2008 N 20-12/009705.
Как мы уже отмечали, законодательство не содержит ограничений по срокам служебных командировок. Значит, сохранять за работником средний заработок необходимо и в том случае, если командировка была однодневной.
Компенсируем расходы
Работнику, направленному в служебную командировку, гарантируется возмещение связанных с ней расходов. Перечень расходов, которые работодатель обязан возмещать работнику, установлен в ст. 168 ТК РФ. К ним относятся:
1) расходы по проезду;
2) расходы по найму жилого помещения;
3) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
4) а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Как уточняется в той же статье, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Например, в организации может быть принято (утверждено приказом руководителя) Положение о служебных командировках или Положение о порядке и размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками. Либо нормы возмещения командировочных расходов могут быть установлены обычным приказом руководителя организации.
Проблемы определения размеров возмещения командировочных расходов с учетом специфики деятельности бюджетных учреждений будут темой нашей следующей статьи.
(Окончание см. “Советник бухгалтера бюджетной сферы“, 2010, N 5)
Н.Н.Шишкоедова
Консультант-эксперт
Издательского Дома “Советник бухгалтера“
Подписано в печать
01.04.2010
Консультант-эксперт
Издательского Дома “Советник бухгалтера“
Подписано в печать
01.04.2010