В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Бюджетный учет имущества казны

Юридически определение «имущество казны» возникло еще 1994 году. Однако впервые учитывать казну стали согласно бюджетной Инструкции №148н. Новые приказы, инструкции и изменения в них оставляют поле для размышлений – бухгалтерам порой непросто учесть все «пожелания» госорганов, не нарушив ни один правовой или экономический аспект.
Согласно двум статьям Гражданского Кодекса РФ (214-й и 215-й) имущество казны может быть госсобственностью или муниципальной соответственно. Важный момент, это имущество не должно оперативно управляться другими предприятиями.

Счет имущества казны – 010800000. Объекты на нем отражаются общей суммой без разбивки на группы. Имущество может быть движимым и недвижимым. Публично-правовое образование может самостоятельно использовать аналитический и инвентарный учет. Для этого создаются внутренние правовые документы.

Перед тем, как принять имущество казны, организации предпочтительнее провести его инвентаризацию, а также проводить её в дальнейшем, обеспечивая сохранность имущества. Иначе (характерно для муниципальных образований) имущество казны принимается на баланс «не глядя», а в дальнейшем им (имуществом) невозможно воспользоваться экономически, например, продать. Это создает трудности для бухгалтеров, как списать утраченные предметы/объекты.

Также муниципальные органы не должны отражать на своем балансе то имущество казны, которое не закрепленное в оперативное управление. Контролирующие органы часто требует этого от учреждений, хотя это явно противоречит нормативным документам.

Имущество казны не амортизируется. Её (амортизацию) начисляет единовременно организация, получившая имущество в оперативное управление – общей суммой сразу, по группам или единично. Выбор начисления зависит от наличия информации по имуществу – данные отдельно по группам, например, могут отсутствовать.

Часто происходит путаница, когда к имуществу казны относят только те предметы, не находящиеся в эксплуатации – Гражданский Кодекс не обязывает это. Как и то, что в оперативном управлении объекты должны быть в запасе или законсервированы.

Вышеуказанные статьи ГК РФ определяют госимущество (или муниципальное) как находящееся либо в оперативном управлении учреждений, либо в казне публично-правового образования. Если оперативное состояние прекращается, то сразу наступает понятие «казны» (согласно ГК РФ). Однако в указаниях Минфина регистрация права оперативного управления (и его прекращения у предыдущей организации) занимает время, что противоречит Гражданскому Кодексу.
---
Источник: parasola.ru