В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Особенности бухгалтерской работы при реорганизации

Особенности бухгалтерской работы при реорганизации В процессе реорганизации учреждения возникают некоторые трудности при подсчете страховых взносов и сумм НДФЛ. Связано это с отсутствием необходимого урегулирования данного вопроса законодательством. Для избежание ошибок следует рассмотреть различные типы реорганизации и правила расчета начислений и удержаний.

Понятие реорганизации учреждения

В процессе реорганизации юридическое лицо прекращает или меняет свое правовое положение, создается одно или ряд новых юридических лиц. Что касается прежнего учреждения, то оно прекращает свою деятельность. Все вопросы относительно правопреемства регулируются Гражданским Кодексом РФ, в частности статьей 58.

Виды реорганизации

Статья 57 Гражданского кодекса РФ гласит о видах реорганизации. Всего их насчитывается пять:
  1. Слияние. Процесс реорганизации, при котором права и обязанности всех участников переходят к новому образовавшемуся юридическому лицу.
  2. Присоединение. От самого слова становится понятно, что одно юридическое лицо входит в состав другого, при этом передавая ему все свои имеющиеся права и обязанности.
  3. Разделение. В процессе разделения возникают исключительно новые юридические лица. Сторонами подписывается специальный передаточный акт, согласно которому им переходят конкретные права и обязанности.
  4. Выделение. В некотором смысле оно напоминает разделение. Но главное отличие в том, что здесь образуется новое юридическое лицо (которое было выделено), а основное (из которого выделили) остается прежним. Для новых созданных юридических лиц так же оформляется передаточный акт прав и обязанностей.
  5. Преобразование. Данный вид реорганизации представляет собой процесс преобразования учреждения из одной организационно-правовой формы в другую. Права и обязанности в отношении третьих лиц и контрагентов не изменятся. Изменения коснутся прав и обязанностей учредителей (основателей) юридического лица.

Расторжение трудовых договоров в процессе реорганизации

Сразу стоит сказать, что законом не предусмотрено расторжение трудовых договоров при намечающейся реорганизации. То есть это не является исчерпывающим основанием для расторжения договора по собственной инициативе работодателя. Однако, ничто не мешает сотруднику самостоятельно принять решение об увольнении из реорганизованного учреждения. Основание - ст. 77 (п. 6) Трудового кодекса РФ.

Расчет отпускных при реорганизации

К сожалению, многие даже опытные бухгалтера не обращают внимание на то, что при реорганизации предприятия составленный график отпусков продолжает сохранять свою силу. И сотрудники должны быть отправлены в отпуска в соответствии с этим графиком. Отпускной стаж не может прерываться или изменяться и таким он должен оставаться до момента расторжения трудового договора.

Но стоит помнить, что при расчете сумм отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск следует учитывать уже и полученную зарплату, работая уже на реорганизованном предприятии. Это является обязанностью, возложенной Трудовым кодексом РФ. В соответствии с вышеуказанным кодексом, для расчета отпускных и компенсации необходимо использовать данные за последние 12 месяцев.

Учет налоговых вычетов при реорганизации

Порядок предоставления налоговых стандартных вычетов по НДФЛ (на детей в том числе) не представляет никакой сложности, так как вышеназванные вычеты предприятие может предоставлять исключительно учитывая доход, полученный с даты начала нового налогового периода по другому месту работы. Но это возможно только в том случае, если человек вообще какие-либо вычеты получал на прежнем месте работы. Для того, чтобы подтвердить право на вычет необходимо предоставить справку 2-НДФЛ в бухгалтерию нового, реорганизованного предприятия вместе с новым заявлением на получение вычетов.

Что происходит с имущественными вычетами по НДФЛ

В случае, если работник имеет право на имущественные вычеты, то он должен предоставить в бухгалтерию предприятия, прошедшего реорганизацию, уведомление из органа налогового контроля. В уведомлении содержится информация, которая подтверждает право на имущественный вычет у конкретного (нового) налогового агента. Новым налоговым агентом станет юридическое лицо, которое завершило процесс реорганизации и в котором станет трудится сотрудник. Этот вопрос был более детально рассмотрен Минфином России, в результате чего было составлено разъяснение от 22 декабря 2011 года № 03-04-05/7-1089, а так же под номером 03-04-05/7-599. Не стоит забывать, что предоставление налогового вычета должно быть осуществлено до окончания налогового периода.