В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Учетная политика для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения

В новом году учреждения должны составить приказ об утверждении учетной политики. Особое внимание стоит обратить на раздел “Налогообложение“.

Налог на прибыль

Согласно пункту 1 статьи 321.1 Налогового кодекса учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет доходов от приносящей доход деятельности. Иначе средства целевого финансирования будут рассматриваться как подлежащие налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Поэтому учреждение должно отразить в учетной политике для целей налогообложения прибыли, что учет бюджетных и внебюджетных доходов и расходов ведется раздельно (рис. 1), и указать порядок ведения раздельного учета, а именно:

- аналитические счета бухгалтерского учета, на которых отражаются операции, связанные с ведением бюджетной и приносящей доход деятельности;

- метод признания доходов и расходов;

- метод распределения расходов и доходов в том случае, когда они связаны и с ведением основной бюджетной, и иной приносящей доход деятельности (письмо УФНС по г. Москве от 17 мая 2006 г. N 20-12/41881@).

...

Учет денежных средств, имущества, обязательств и затрат, поступивших из разных источников финансирования, ведется раздельно.

Перевод нефинансовых активов из внебюджетной деятельности на счета имущества, финансируемого из бюджета в соответствии с письмом Минфина России от 25 мая 2006 г. N 02-14-10а/1354, осуществляется только по согласованию с вышестоящим распорядителем бюджетных средств.

...

Рисунок 1

Если учреждение определяет доходы и расходы по методу начисления, необходимо указать перечень прямых и косвенных расходов (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Также нужно указать:

- элементы учетной политики по амортизируемому имуществу;



- элементы учетной политики по материально- производственным запасам;

- создание резервов для целей налогообложения;

- показатель, используемый в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения;

- порядок переноса убытков на будущее.

Отдельно можно привести перечень расходов, принимаемых к налоговому учету в размерах, ограниченных законодательством:

- суточные по командировкам;

- представительские расходы;

- подъемные при служебных перемещениях;

- полевое довольствие;

- компенсация за использование личных легковых автомобилей в служебных целях;

- платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

- рекламные расходы (по перечню, приведенному в ст. 264 НК РФ);

- расходы на добровольное страхование;

- расходы на добровольное личное страхование работников;

- расходы на ГСМ;



- расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов;

- и т.д.

Кроме того, в учетной политике может быть отражен перечень расходов, не признаваемых для целей налогообложения, например:

- суммы расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, не давшие положительного результата (п. 3 ст. 257 НК РФ);

- суммы убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств в части, превышающей предельный размер;

- расходы на проживание во время нахождения в командировке, не подтвержденные документально;

- средства, перечисляемые профсоюзным организациям;

- ряд выплат работникам и членам их семей;

- расходы на осуществление не давших результатов работ по освоению природных ресурсов;

- расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения;

- НДС по списанной дебиторской задолженности;

- расходы на дополнительные отпуска, предоставляемые по индивидуальному трудовому договору сверх установленных законодательством Российской Федерации;

- и т.д.

НДС

В разделе “Налог на добавленную стоимость“ нужно установить перечень операций, облагаемых, не облагаемых НДС, облагаемых по ставкам 0 и 10 процентов, и отразить, что их учет ведется раздельно.



Также в связи с тем, что учет НДС ведется на основании счетов-фактур, в учетной политике следует определить лиц, имеющих право их подписывать.

ЕСН

В этом разделе нужно указать, как формируется налоговая база по ЕСН, дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов.

Следует утвердить порядок уплаты ЕСН обособленными подразделениями (при их наличии). Так, обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, должны исполнять обязанности учреждения по уплате налога (авансовых платежей по налогу), представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций в инспекции по месту своего нахождения. А за обособленные подразделения, расположенные за пределами территории РФ, уплату налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций учреждение осуществляет по месту своего нахождения.

Налог на имущество

В учетной политике нужно отразить, что является объектом налогообложения, включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность.

Учреждениям, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, следует предусмотреть условия уплаты данного налога.

Транспортный налог

В разделе “Транспортный налог“ следует перечислить все транспортные средства, зарегистрированные на учреждение. Поскольку данный налог является региональным, он устанавливается и вводится законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом. Законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки его уплаты, предусматривают налоговые льготы и основания для их использования. Все это следует отразить в учетной политике.

ЕНВД

В разделе “ЕНВД“ важно отразить, какие единицы физического показателя (например, количество работников) и в каком количестве задействованы в том или ином виде деятельности. Можно указать должности сотрудников, занятых в деятельности, подпадающей под уплату единого налога (или же распределить работников между видами деятельности в штатном расписании и сослаться на него в учетной политике).

Это же нужно сделать и с полученными доходами и произведенными расходами.

Пример заполнения раздела “ЕНВД“ учетной политики приведен на рисунке 2.

...

Приказываю:

...

6. Вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности, облагаемым в соответствии с системой налогообложения в виде ЕНВД и общей системой налогообложения. Для этого вести аналитический учет реализованных товаров в специальных регистрах. Если расходы невозможно разделить по видам деятельности, их следует распределять пропорционально долям в общем объеме выручки. Распределять общие расходы между видами деятельности ежемесячно исходя из показателей доходов и расходов за месяц. Рассчитанные по итогам каждого месяца расходы складывать нарастающим итогом за период с начала года до отчетной даты.

Рисунок 2

Заключительные положения


В разделе “Заключительные положения“ следует отразить порядок уплаты налогов в бюджет (квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль; ежемесячные платежи или ежеквартальные платежи по НДС) и закрепить направления и объемы использования прибыли (на материальное поощрение сотрудников, на социальные выплаты и материально-техническую базу учреждения).

Различия между учетами

Хотелось бы обратить ваше внимание на различия, которые существуют между налоговым и бюджетным учетами.

Итак, коротко перечислим основные объекты расхождений:

- амортизируемое имущество; .амортизационные отчисления;

- амортизационная премия (в бюджетном учете ее попросту нет);

- нормируемые расходы (в бухгалтерском учете признание таких расходов осуществляется или в полном размере, или в размере, определенном внутренними локальными актами учреждения);

- расходы на компенсацию за использование личного автотранспорта в служебных целях (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);

- командировочные расходы (постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 729 “О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета“);

- нотариальные расходы (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ);

- расходы на повышение квалификации (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ);

- расходы на рекламу (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ);

- списание задолженностей;

- списание стоимости материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств;

- списание материальных запасов;

- и т.д.

А.Ю. Бунина,

юрист


“Бюджетный учет“, N 12, декабрь 2008 г.