В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

ЕНВД-2009

ЕНВД-2009

Закон от 22 августа 2008 г. N 155-ФЗ внес изменения в порядок применения специальных налоговых режимов, в числе которых и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. О поправках нам расскажет Ю.М. Лермонтов, консультант Минфина России.

Сразу отметим: изменения не носят фундаментального характера. Скорее они направлены на устранение отдельных недостатков и противоречий, сформировавшихся в правоприменительной практике.

Основная часть нововведений вступает в силу с 1 января 2009 года (ст. 4 Закона от 22 августа 2008 г. N 155-ФЗ, далее - Закон N 155-ФЗ), но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Уточнение видов деятельности

Подпунктом “а“ пункта 16 статьи 1 Закона N 155-ФЗ внесены технические изменения в пункт 2 статьи 346.26 Налогового кодекса.

Так, в подпункте 8 исключено предложение, ограничивающее переход на ЕНВД при оказании услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения. Однако данное ограничение вводится пунктом 2.2 статьи 346.26 новой редакции.

Подпункты 10 и 11 пункта 2 статьи 346.26 приведены в соответствие со статьями 19 и 20 Закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе“. Подпункт 10 звучит как “распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций“. Подпункт 11 обозначен как: размещения рекламы на транспортных средствах.

А подпункт 14 звучит так: оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания. В силу новой редакции данного подпункта организации общественного питания, имеющие зал обслуживания посетителей, могут применять систему налогообложения в виде ЕНВД.

Ограничение круга налогоплательщиков

Законом N 155-ФЗ в статью 346.26 внесен пункт 2.2, который вводит ограничения для налогоплательщиков. С 1 января 2009 года не переводятся на уплату единого налога:

1) организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

2) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации“, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

3) учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, предусмотренной подпунктом 8 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и эти услуги оказываются непосредственно самими учреждениями;

4) организации, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 13 и 14 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

Таким образом, изменения, вносимые пунктом 16 статьи 1 Закона N 155-ФЗ в статью 346.26 Налогового кодекса, направлены на уточнение и ограничение круга налогоплательщиков ЕНВД.



В связи с тем что новая редакция главы 26.3 Налогового кодекса предусматривает ограничения для применения ЕНВД, статья 346.2 Налогового кодекса дополнена пунктом 2.3, предусматривающим ответственность за несоблюдение установленных пунктом 2.2 ограничений. Таким образом, если по итогам налогового периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.2 Налогового кодекса, он считается утратившим право на применение ЕНВД и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие указанным требованиям. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций.

Если налогоплательщик, утративший право на применение ЕНВД, осуществляет виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, без нарушения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса, то он обязан перейти на ЕНВД с начала следующего налогового периода по единому налогу, то есть с начала квартала, следующего за кварталом, в котором налогоплательщиком устранены несоответствия установленным требованиям.

Порядок перехода с ЕНВД

Новый пункт 2.3 статьи 346.26 Налогового кодекса устанавливает порядок перехода от применения ЕНВД к иным режимам налогообложения.

Если допущено превышение предельной численности сотрудников или имеется не соответствующая требованиям к применению ЕНВД структура уставного капитала, то отказ от ЕНВД и применение иного режима налогообложения происходит с начала того квартала, в котором допущено такое несоответствие.

Снятие осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение 5 дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Налоговый орган в течение 5 дней со дня получения заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога направляет ему уведомление о снятии его с учета.

Форма заявления организации о снятии с учета в качестве плательщика единого налога в связи с прекращением предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. На данный момент форма заявления не установлена.

Уточнение основных понятий

Статьей 346.27 Налогового кодекса определены основные понятия, используемые в главе 26.3 Налогового кодекса - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Пунктом 17 статьи 1 Закона N 155-ФЗ в указанную статью внесен ряд поправок:

услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств являются платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению. К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках и штрафных автостоянках;

транспортные средства - автотранспортные средства (в целях подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса), предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

В данный абзац внесены уточнения, согласно которым в автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, количество посадочных мест в целях главы 26.3 Налогового кодекса определяется как количество мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства. Если в техническом паспорте завода - изготовителя автотранспортного средства отсутствует информация о количестве посадочных мест, то оно определяется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации на основании заявления организации, являющейся собственником автотранспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров при осуществлении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с настоящей главой;

розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, газа (исключено “в баллонах“), грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления).

Это определение дополнено предложением, в соответствии с которым реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях главы 26.3 Налогового кодекса к розничной торговле;



стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям;

объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания; Понятие “стационарное торговое место“ исключено, поскольку оно не используется в главе 26.3 Налогового кодекса.

Уточнение места постановки на учет

Законом N 155-ФЗ в пункт 2 статьи 346.28 Налогового кодекса вносятся уточнения, в соответствии с которыми организации, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе:

1) по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в подпункте 2 данного пункта);

2) по месту нахождения организации - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части развозной и разносной розничной торговли) и подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса.

Таким образом уточнен порядок постановки на учет организаций, осуществляющих оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг; развозную и разносную розничную торговлю; распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах.

Также Законом N 155-ФЗ в пункт 2 статьи 346.28 Налогового кодекса внесен абзац, в силу которого организации, подлежащие постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, заявление о постановке на учет организации в качестве налогоплательщика единого налога.

В указанный пункт вносятся уточнения об обязанности налогового органа о принятии решения. С января 2009 года налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации в качестве налогоплательщика единого налога, в течение пяти дней со дня получения заявления о постановке на учет организации в качестве налогоплательщика единого налога выдает уведомление о постановке на учет организации в качестве налогоплательщика единого налога.

Пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса с начала 2009 года определен порядок снятия с учета налогоплательщиков и обязанности налогового органа. Таким образом, снятие с учета налогоплательщика единого налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, производится на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. При этом налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога направляет ему уведомление о снятии его с учета.

В пункт 2 статьи 346.28 Налогового кодекса внесены дополнения о том, что форма заявления о постановке на учет организации в качестве налогоплательщика единого налога и форма заявления организации о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога в связи с прекращением предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Контроль фактически отработанного времени

Пунктом 6 статьи 346.29 Налогового кодекса дается право представительным органам муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 настоящей статьи, на корректирующий коэффициент К2. Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 Налогового кодекса.

При этом до 1 января 2009 года для учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца к количеству календарных дней в данном календарном месяце.

Письмом Минфина России от 3 мая 2006 г. N 03-11-05/117 разъяснено, что налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать исчисленное (используемое) ими единое значение коэффициента К2 на значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода. В этом же письме поясняется, что нормативами налогового законодательства не предусмотрены специальные формы для учета фактически отработанных дней при исчислении единого налога на вмененный доход. Данный учет можно вести в свободной форме либо аналогично формам учета для организаций.



В результате налоговым органам трудно контролировать фактически отработанное время плательщиков ЕНВД, а также невозможно доказать в суде факт занижения налогоплательщиком сумм единого налога (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20 декабря 2007 г. по делу N Ф08-8314/2007-3111А, Уральского округа от 27 апреля 2007 г. по делу N Ф09-2907/07-С3, Центрального округа от 18 декабря 2007 г. по делу N А09-2556/07).

Подпунктом “б“ пункта 17 статьи 1 Закона N 155-ФЗ вносятся изменения в пункт 6 статьи 346.29 Налогового кодекса путем удаления последнего абзаца данной нормы. С 1 января 2009 года плательщики ЕНВД не смогут учитывать фактический период времени осуществления им предпринимательской деятельности.

Практические рекомендации для расчета К2

Статьей 346.29 Налогового кодекса в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 155-ФЗ) не предусмотрены какие-либо практические рекомендации для расчета корректирующего коэффициента К2.

Изменение коэффициента-дефлятора

С 1 января 2009 года коэффициент-дефлятор К1, будет формироваться путем перемножения коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подпункт “в“ пункта 19 статьи 1 Закона N 155-ФЗ дополняет статью 346.29 Налогового кодекса пунктом 11, содержащим следующие требования для расчета корректирующего коэффициента К2:

значения корректирующего коэффициента К2 округляются до третьего знака после запятой;

значения физических показателей указываются в целых единицах;

все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях;

значения показателей менее 50 копеек (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 копеек (0,5 единицы) и более округляются до полного рубля (целой единицы).

Ю.М. Лермонтов,

консультант Минфина России


“Бюджетный учет“, N 10, октябрь 2008 г.