В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с расчетами по оплате труда

Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с расчетами
по оплате труда

За исполнение трудовых обязанностей работникам учреждений образования производится начисление и выплата вознаграждений, поэтому темой данной статьи будет являться отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с начислением заработной платы, удержаниями из нее, выплатами сумм причитающихся к выдаче, а также произведенными начислениями на заработную плату.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, оговариваются системы оплаты труда, применяемые в учреждениях, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.

Согласно Единым рекомендациям *(1) системы оплаты труда работников бюджетных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе единых принципов:

- первостепенной роли Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории РФ. Таким образом, размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- самостоятельности в установлении систем оплаты труда;

- зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

- повышения уровня заработной платы.

В настоящее время бюджетные учреждения, производящие оплату труда на основе ЕТС, осуществляют переход на новые системы оплаты труда в соответствии с Постановлением N 605*(2).

Учет времени, отработанного работником

Поскольку сумма заработной платы зависит от времени, отработанного каждым работником в течение месяца, его следует фиксировать в табеле учета рабочего времени. На основании его данных производится расчет заработной платы.

Ведение табеля учета рабочего времени возлагается на лиц, назначенных приказом учреждения, в разрезе структурных подразделений по установленной форме N 0301008. Табель открывается ежемесячно за 2-3 дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц.

Внесение в него вновь поступивших на работу в организацию (структурное подразделение) сотрудников и исключение выбывших производятся только согласно документам по учету личного состава: приказов о приеме на работу, переводе, увольнении. В верхней строке табеля проставляются условные обозначения (коды) затрат рабочего времени, а в нижней - продолжительность отработанного или неотработанного времени (в часах, минутах) по соответствующим кодам на каждую дату. В случае необходимости допускается увеличение количества граф для проставления дополнительных реквизитов по режиму рабочего времени, например времени начала и окончания работы в условиях, отличных от нормальных.

По окончании месяца работником, ответственным за ведение табеля, подводится итог общего количества дней (часов) явок, дней (часов) неявок, а также количества часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, ночные часы и другие виды оплаты) с записью их в соответствующие графы. Заполненный табель подписывается лицом, ведущим табельный учет, руководителем структурного подразделения и сотрудником кадровой службы.

В установленные сроки он сдается в бухгалтерию для проведения расчетов, после утверждения руководителем учреждения он используется для составления расчетно-платежной ведомости, в которой отражается начисление заработной платы и выплат, произведенных работникам в течение месяца и причитающихся им для окончательного расчета, а также удержанных из заработной платы налогов и других сумм.



Расчетно-платежная ведомость выполняет несколько функций, а именно: расчетного документа и платежного документа. Кроме того, служит регистром аналитического учета расчетов с работниками по заработной плате.

Отражение в бухгалтерском учете...

...начисления заработной платы


Порядок отражения на счетах бюджетного учета начисленной работникам суммы заработной платы зависит от того, за счет каких средств произведено ее начисление. Согласно п. 183 Инструкции N 25н*(3) заработная плата, начисленная:

- за счет бюджетных средств, сопровождается следующей проводкой:

Дебет счета 1 401 01 211 “Расходы по заработной плате“
Кредит счета 1 302 01 730 “Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате“
- за счет средств от приносящей доход деятельности, отражается проводкой:

Дебет счета 2 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)“
Кредит счета 2 302 01 730 “Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате“

...удержаний из заработной платы

Из начисленной заработной платы работников работодателем могут производиться удержания, но только в случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами (ст. 137 ТК РФ). Для того чтобы произвести эти удержания, организация должна иметь на то основание. Удержания из начисленных в пользу работников сумм заработной платы и прочих вознаграждений условно можно разделить на обязательные и произведенные по инициативе работодателя.

К обязательным относятся удержания, обязанность по осуществлению которых возлагается на организации на основании НК РФ, а также федеральных законов и иных нормативных актов. Это налог на доходы физических лиц, алименты, удержания по прочим исполнительным документам.

Статьей 137 ТК РФ предусмотрены некоторые обстоятельства, с возникновением которых работодателю предоставлено право производить удержания из заработной платы работника по своей инициативе. Они совершаются на основании приказа руководителя, в котором указываются причины для удержания и размер. С данным приказом следует ознакомить сотрудника, с которого производятся удержания, под роспись.

Такие виды удержаний, как членские профсоюзные взносы, погашение ранее выданных ссуд, займов, платежи по добровольному медицинскому, имущественному и прочему личному страхованию, производятся по соглашению между работником и организацией на основании письменных заявлений работников.

В соответствии с п. 196 Инструкции N 25н для учета расчетов по удержаниям из заработной платы, стипендий, безналичным перечислениям на счета во вклады сотрудников организации, взносам по договорам добровольного страхования, взносам на пенсионное страхование, суммам членских профсоюзных взносов, исполнительным листам и другим документам применяется счет 304 03 000 “Расчеты по удержаниям из оплаты труда“.

Алименты и иные удержания из оплаты труда (кроме удержанного НДФЛ) отражаются проводкой:

Дебет счета 1 (2) 302 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате“
Кредит счета 1 (2) 304 03 730 “Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда“
Перечисления удержанных сумм с лицевого счета организации в орган казначейства учитываются следующим образом:


Дебет счета 1 (2) 304 03 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда“
Кредит счетов 1 304 05 211 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате“, 2 201 01 610 “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“
Для наблюдения за состоянием расчетов с бюджетом по НДФЛ применяется аналитический счет 303 01 000 “Расчеты по налогу на доходы физических лиц“.

Удержанные из доходов работников суммы НДФЛ отражаются проводкой:

Дебет счетов 1 (2) 302 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате“
Кредит счета 1 (2) 303 01 730 “Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц“
Операция по перечислению НДФЛ оформляется следующим образом:

Дебет счета 1 (2) 303 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц“
Кредит счетов 1 304 05 211 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате“, 2 201 01 610 “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“

...выплат окончательной суммы заработной платы

Сумма начисленной заработной платы за минусом удержаний выплачивается работникам либо наличными денежными средствами из кассы бюджетной организации, либо перечисляется на открытый физическому лицу в кредитной организации счет с последующим зачислением на пластиковую карточку.

Согласно п. 95 Инструкции N 25н при выдаче заработной платы из кассы бюджетного учреждения составляется проводка:

Дебет счета 1 (2) 302 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате“
Кредит счета 1 (2) 201 04 610 “Выбытия из кассы“
Не полученная в установленный срок заработная плата подлежит учету в составе депонентской задолженности. Эта операция сопровождается проводкой (п. 195 Инструкции N 25н):

Дебет счета 1 (2) 302 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате“
Кредит счета 1 (2) 304 02 730 “Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами“
Выдачу депонированной заработной платы работнику следует оформить проводкой:

Дебет счета 1 (2) 304 02 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами“
Кредит счета 1 (2) 201 04 610 “Выбытия из кассы“

...начислений на заработную плату

Начисленные суммы заработной платы являются объектом обложения ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы на страхование от НС и ПЗ).

Учет расчетов по ЕСН ведется на счете 303 02 000 “Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации“.

Взносы на страхование от НС и ПЗ отражаются на счете 303 06 000 “Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

Начисленные суммы ЕСН и взносов на страхование от НС и ПЗ оформляются проводкой:



Дебет счетов 401 01 213 “Расходы на начисления на оплату труда“, 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)“
Кредит счетов 1 (2) 303 02 730 “Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации“, 1 (2) 303 06 730 “Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“

Пример.
Сумма начисленной за счет бюджетных средств заработной платы бюджетной организации за месяц составила 350 000 руб.

Из нее произведены следующие удержания:

- НДФЛ - 30 000 руб.;

- алименты - 15 000 руб.;

- профсоюзные взносы - 3500 руб.

Произведены начисления на заработную плату:

- ЕСН 26% - 91 000 руб.;

- взносы на страхование от НС и ПЗ 0,2% - 700 руб.

Наличные средства поступили в кассу организации для выдачи заработной платы в сумме 301 500 руб. Сумма неполученной заработной платы - 10 000 руб.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующими проводками:

-----------------------------------------------------T---------------T-------------T---------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, руб. ¦
+----------------------------------------------------+---------------+-------------+---------------+
¦Отражено начисление заработной платы работникам¦ 1 401 01 211 ¦1 302 01 730 ¦ 350 000 ¦
¦бюджетной организации ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------------+-------------+---------------+
¦Начислен ЕСН ¦ 1 401 01 213 ¦1 303 02 730 ¦ 91 000 ¦
+----------------------------------------------------+---------------+-------------+---------------+
¦Начислены взносы на страхование от НС и ПЗ ¦ 1 401 01 213 ¦1 303 06 730 ¦ 700 ¦
+----------------------------------------------------+---------------+-------------+---------------+
¦Удержан НДФЛ с заработной платы работников бюджетной¦ 1 302 01 830 ¦1 303 01 730 ¦ 30 000 ¦
¦организации ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------------+-------------+---------------+
¦Отражена сумма удержанных алиментов и профсоюзных¦ 1 302 01 830 ¦1 304 03 730 ¦ 18 500 ¦
¦взносов ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------------+-------------+---------------+
¦Перечислен в бюджет ЕСН ¦ 1 303 02 830 ¦1 304 05 213 ¦ 91 000 ¦
+----------------------------------------------------+---------------+-------------+---------------+
¦Перечислены в бюджет взносы на страхование от НС и¦ 1 303 06 830 ¦1 304 05 213 ¦ 700 ¦
¦ПЗ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------------+-------------+---------------+
¦Перечислен в бюджет НДФЛ ¦ 1 303 01 830 ¦1 304 05 211 ¦ 30 000 ¦
+----------------------------------------------------+---------------+-------------+---------------+
¦Перечислены алименты и профсоюзные взносы ¦ 1 304 03 830 ¦1 304 05 211 ¦ 18 500 ¦
+----------------------------------------------------+---------------+-------------+---------------+
¦Отражено получение в кассу наличных денежных средств¦ 1 204 01 510 ¦1 304 05 211 ¦ 301 500 ¦
¦на выдачу за работной платы ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------+---------------+-------------+---------------+
¦Произведена выдача заработной платы ¦ 1 302 01 830 ¦1 204 01 610 ¦ 291 500 ¦
+----------------------------------------------------+---------------+-------------+---------------+
¦Отнесена на депонент не полученная в установленные¦ 1 302 01 830 ¦1 304 02 730 ¦ 10 000 ¦
¦сроки заработная плата работников ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------------------+---------------+-------------+----------------

И. Шиндер,

эксперт журнала “Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение“




“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 8, август 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год, утв. Решением трехсторонней комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2007, протокол N 9.

*(2) Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“.

*(3) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.