В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Работа на телевидении: а так ли все безоблачно?

“Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2008, N 3


РАБОТА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ: А ТАК ЛИ ВСЕ БЕЗОБЛАЧНО?


Проблемы телеканалов мало волнуют простых телезрителей, да и сами компании предпочитают не посвящать в них обывателей. Сфера телевещания всегда была закрыта от посторонних взглядов. Тем не менее даже такая увлекательная область не избежала кадрового дефицита. Телеканалы вынуждены постоянно искать персонал. Причем такие значимые для страны события как, например, выборы, могут на треть увеличить и без того острый спрос на работников.

Предвыборные эфиры

Как вы помните, жизнь нашей страны в конце 2007 г. была насыщена яркими событиями. Одним из них стали выборы в Государственную Думу Российской Федерации,
прошедшие в декабре. Каждый должен был выразить свою точку зрения, определив тем самым дальнейший путь страны. Именно поэтому особый интерес к итогам выборов был со стороны представителей бизнес-структур. Ведь условия их существования и процветания в первую очередь определяются теми тенденциями развития, а значит, и возможным будущим курсом государства, которые предлагали различные политические партии. Но для сферы телевещания выборы - это не только перспективы будущего, но и трудности настоящего.

Безусловно, кампании по продвижению партий, участников выборов принесли большие вливания средств в отрасль. Благодаря им эфир вместил массу дополнительных телепередач для освещения этого события. При этом подготовка и выпуск большого количества проектов на тему выборов требует привлечения не только материальных ресурсов, но и человеческих. Однако удовлетворить резко увеличившуюся потребность в специалистах в условиях их дефицита на рынке труда непросто.

Мнение. Кира Мартанова, руководитель группы подбора персонала для сферы IT и телекоммуникаций кадрового центра “ЮНИТИ“:

Спрос на специалистов в сфере телевещания во время выборов активизировался. Но работодатели понимали, что этот всплеск временный. И привлечение персонала на постоянной основе было нецелесообразным, поскольку с завершением выборов дополнительные сотрудники, которые работают на специальных проектах, не будут востребованы. Поэтому компании стремились по возможности задействовать уже имеющиеся кадры.

Тернистый путь к славе

Безусловно, самая очевидная причина высокого спроса на профессионалов в сфере телевещания - быстрые темпы развития этой индустрии. Перспективность рынка привлекает все больше игроков. Появляются новые компании, кроме того, в рамках уже существующих постоянно организуются различные проекты. Поэтому, по мнению экспертов, можно прогнозировать и дальнейшее увеличение потребностей в персонале.

Тот факт, что в таком привлекательном бизнесе существует недостаток специалистов, немного удивляет. Ведь работа
на телевидении интересна и перспективна, и желающих найти свое место в лучах софитов должно быть в избытке. Однако эфир не только манит, но и выдвигает свои жесткие требования к соискателям.

Мнение. Николай Столяров, генеральный директор компании “НПО СвязьПроект“ (системный интегратор в области спутниковой связи и цифрового телевидения. - Примеч. ред.):

Разделение специалистов, которое принято в отрасли, подразумевает различие творческого и технического направлений. Первая категория сотрудников работает над идеей и непосредственно созданием телевизионного продукта. Его выпуск в эфир осуществляет инженерный персонал. При этом спрос в равной степени актуален для каждого направления и на всех уровнях. Кроме того, в каждом направлении существует много специализаций, требующих соответствующих навыков и опыта.

Спрос на новые оригинальные идеи присутствует постоянно, поскольку от них зависит успех любого телепродукта. Однако поиск их творцов осложняется тем, что критерии отбора - такие как креативность, нестандартность мышления, - довольно трудноизмеримы. Как пример можно рассмотреть одну из самых привлекательных специальностей - телеведущий. Востребованность кандидатов на данную вакансию определяется из совокупности качеств: фотогеничность, правильная речь, соответствующая формату программы модель поведения, а иногда и внешность. И далеко не все желающие работать в телевещании соответствуют этим критериям.

Интересного кандидата, обладающего совокупностью необходимых качеств, стремится привлечь и удержать любая компания. Но при этом на многих позициях немаловажно наличие предыдущего опыта. Надо заметить, что молодые кадры на экран пускают редко. Исключения могут составлять только молодежные каналы и передачи. А заработная плата начинающего специалиста составляет около 1000 долл. США. Безусловно, известность популярного ведущего и компенсация, которая, по оценкам рекрутеров, может доходить до 20 000 долл., манит на эту стезю. Но его профессиональный
путь долог. И каждый шаг по карьерной лестнице, к примеру, переход на проект с более высоким рейтингом, может занять значительный отрезок времени.

Проблема продвижения актуальна и для технических специалистов. Например, путь оператора к достижению высокого профессионального уровня, необходимого для участия в крупных проектах, по данным “ЮНИТИ“, занимает в среднем 3 - 5, а иногда и 10 лет. До этого момента зарплата специалиста не превышает 1000 - 1200 долл., а работа нередко связана с поездками и командировками. Поэтому, помимо знаний и навыков, для достижения определенных высот оператору требуется много терпения и большое желание трудиться.

Для инженерного состава продвижение по карьерной лестнице - тоже длительный процесс. По данным “ЮНИТИ“, нижняя граница уровня заработной платы специалиста аппаратно-студийного блока, по проектированию телесетей, по их монтажу, эксплуатации составляет около 1000 долл.

Мнение. Николай Столяров, генеральный директор компании “НПО СвязьПроект“:

Наработка опыта, необходимого для дальнейшего карьерного роста, занимает несколько лет. При этом инженеры обычно работают по сменному графику, что позволяет им быть задействованными на нескольких проектах и, соответственно, значительно увеличивать свой доход. Однако переход на более высокую должность не всегда выгоден специалисту, так как он требует от работника постоянной занятости и зачастую не сопровождается равноценным ростом вознаграждения.

По волнам компенсаций

Согласно исследованиям рекрутеров уровень заработной платы на данный момент в отрасли стабилизировался. Дело в том, что в начале 2006 г. эксперты “ЮНИТИ“ отметили резкое удорожание специалистов. В первом квартале наблюдалось значительное повышение запросов кандидатов. Таким образом, работодатели вынуждены были увеличивать предложения. За первые три месяца уровень компенсаций поднялся на 30 - 50%, а за полугодие прирост для большинства составил до 100%.

Реакция со
стороны компаний была, безусловно, болезненная, и многие не торопились увеличивать уровень зарплат. Но темпы работы на телевидении очень напряженные, и промедление грозит потерей не только рейтинга, но и ценного кандидата. Поэтому работодатели вынуждены были признать данное повышение как тенденцию рынка. И постепенно разрыв между запрашиваемой и предлагаемой зарплатой уменьшился.

В последнее время рост был умеренным и за 2007 г. составил в среднем 10 - 20% для большинства специалистов. Исключения могут составлять лишь ключевые сотрудники как творческого, так и технического направлений.

Безусловно, уровень зарплат чутко реагирует на спрос. Он в свою очередь может изменяться под действием различных факторов, например, соперничества между компаниями.

Мнение. Кира Мартанова, руководитель группы подбора персонала для сферы IT и телекоммуникаций кадрового центра “ЮНИТИ“:

Нередко специалисты получают предложения от конкурентов с привлекательными размерами компенсации. Чтобы удержать важного специалиста, руководство вынуждено идти на соответствующее повышение уровня заработной платы. Однако в сфере телевещания перемещение особенно творческих работников с канала на канал не так распространено. И чаще их уход связан с различиями творческих или профессиональных взглядов на работу с мнением руководства.

Мнение. Николай Столяров, генеральный директор компании “НПО СвязьПроект“:

Для специалистов инженерного направления причиной повышения уровня оплаты труда могут стать технологические изменения. В качестве примера можно привести распространение инженерных систем телевещания. Поставка нового оборудования на российский рынок приведет к росту спроса на узких специалистов, обладающих необходимым опытом работы. И, как следствие, увеличится заработная плата для данного небольшого сектора персонала.

В море телевещания подобные волнения зарплат локальны и часто незаметны на общем фоне. Что касается серьезного “шторма“, то его провоцируют, как правило, значимые события.

В этом году волна спроса поднялась
на период выборов в Государственную Думу РФ, а уже этой весной нам предстоит избрание Президента Российской Федерации. Можно прогнозировать, что данное событие повлечет еще более оживленное соперничество. Безусловно, одними из самых активно задействованных средств массовой информации будут радио и телевидение.

Делая прогноз на 2008 г., эксперт “ЮНИТИ“ предполагает, что в связи с выборами потребность в специалистах, как творческих, так и технических, возрастет как минимум на 30%. В первую очередь компании постараются возместить спрос за счет мобилизации уже имеющихся ресурсов. Но при этом необходимость заинтересовать сотрудников и компенсировать дополнительную нагрузку приведет к росту оплаты труда. Однако увеличение затронет ее переменную часть. К примеру, надбавка за сверхурочную работу может вырасти в два-три раза.

* * *


Безусловно, работа на телевидении привлекает многих. Но взгляд изнутри помогает заметить, что труд этот требует не только профессионализма, но и готовности посвятить немало времени достижению успеха. Поэтому некомпенсированный спрос на “творцов“ и “технарей“ останется актуальной проблемой телекомпаний еще надолго. При этом рынок труда данной сферы очень чувствителен к изменениям не только внутри отрасли, но и к любым политическим, экономическим и социальным событиям в стране.

Т.Н.Баева
Специалист
кадрового центра “ЮНИТИ“

Подписано в печать
21.02.2008