В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Сверка платежей

Сверка платежей

Сверка платежей - это процедура, известная практически каждому бухгалтеру, который занимается расчетом и уплатой налогов в своей организации. Налоговый кодекс не описывает ход сверки, не раскрывает этот термин, поэтому важно поговорить о “секретах“ сверки. Ведь результат сличения имеющихся в инспекции данных об уплаченных налогах с аналогичной информацией самой организации одинаково важен для обеих сторон.

Налоговое законодательство о сверке расчетов

Согласно п. 11 ст. 32 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.06 N 137-ФЗ, далее - Закон N 137-ФЗ, Кодекс, НК РФ) налоговые органы начиная с 1 января 2007 г. обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (далее - налогоплательщик, организация, учреждение) совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов. Срок проведения сверки и ее частота, периодичность и продолжительность мероприятия Кодексом не установлены. Инициировать сверку может налогоплательщик, но в ряде случаев - это обязанность налогового органа. Причем организация не обязана объяснять причины, по которым она хочет сверить расчеты. По результатам сверки составляется акт, который подписывается обеими сторонами.

Порядок проведения сверки изложен в Регламенте организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденном приказом ФНС России от 09.09.05 N САЭ-3-01/444@ (далее - Регламент).

Проведение сверки предусмотрено п. 7 ст. 45 НК РФ “Исполнение обязанности по уплате налога или сбора“. В этом пункте записано право налогового органа или налогоплательщика предложить проведение совместной сверки в ситуации, когда налогоплательщик уплатил налоги, но обнаружил ошибку в оформлении платежного поручения, и деньги не поступили на соответствующий счет.

Аналогичный порядок проведения сверки предусмотрен п. 3 ст. 78 НК РФ “ Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа“. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 20 августа 2007 г. N ММ-3-25/494@. Налогоплательщику стоит ознакомиться с формой акта, она есть во всех правовых системах.

Необходимо отличать обязанность налоговиков по проведению сверки от их функции, предусмотренной п. 10 ст. 32 НК РФ. Речь идет о выдаче справки по запросу налогоплательщика о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Установлен срок для выдачи справки - в течение пяти дней со дня поступления соответствующего запроса. Проведение сверки в данном случае необязательно, да и практически нереально в такой жесткий срок. В справке просто фиксируется информация о задолженности или переплате на определенную дату.

Когда сверку “затевает“ налоговая

Согласно п. 3 Регламента налоговая инспекция становится инициатором проведения сверки в следующих случаях:

- ежеквартально, если организация относится к крупнейшим налогоплательщикам;

- при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной инспекции в другую;

- если организация ликвидируется или реорганизуется;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Важно, что периодичность проведения сверки расчетов установлена только для крупнейших налогоплательщиков. Обязанность осуществлять сверку расчетов “обычных налогоплательщиков“ (на первое число года, например) Регламентом не установлена.



Как правило, сверка проводится, если налоговая инспекция обнаружит переплату по налогу. В соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов.

Желаем сверить

Поводов для сверки у организации может быть много. Прежде всего, это желание знать, все ли в порядке с платежами, зачислены ли суммы по правильным кодам, поступила ли информация в налоговый орган. Организация проводит сверку при смене главного бухгалтера, для получения справки об отсутствии задолженности. Этот документ необходим для получения некоторых видов лицензии. Чтобы получить справку об отсутствии задолженности (а не справку о состоянии расчетов с бюджетом) необходимо провести сверку.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ все организации, в том числе и финансируемые из бюджета, обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, формируемую на основе данных синтетического и аналитического учета. До составления годовой бюджетной отчетности бюджетные учреждения обязаны провести сверку оборотов и остатков по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета. Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной бюджетниками в установленном порядке.

П. 7 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.06 N 25н, определено, что инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России. В настоящее время порядок проведения инвентаризации бюджетных организаций установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 N 49.

Если сверить нужно старые платежи, обратите внимание на важный момент. Раньше сверку можно было проводить только за три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих дате проведения сверки. Следует отметить, что Законом N 137-ФЗ внесены изменения в ст. 87 “Налоговые проверки“. Ранее камеральными и выездными проверками могли быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика. После внесения изменений ограничение в три года осталось только для выездных проверок, а камеральная проверка может охватывать любые периоды деятельности налогоплательщика. При подаче организацией уточненной декларации за период, превышающий трехгодичный срок, налоговой инспекции придется проводить камеральную проверку такой декларации, а значит, и сверку расчетов за более длительный, чем три года, период.

Как организовать сверку

Для проведения сверки организация должна подать в налоговый орган заявление. С формой заявления можно ознакомиться в налоговой инспекции. В заявлении нужно указать ИНН, КПП, период сверки, способ получения документов: лично или по почте (если способ не указан, то документы будут направлены из налоговой инспекции по почте заказным письмом), перечислить виды налогов с указанием КБК, по которым нужно провести сверку.

Заявление можно представить лично или отправить по почте заказным письмом с уведомлением. В случае личного представления инспектор отдела работы с налогоплательщиками на втором экземпляре по просьбе налогоплательщика проставляет отметку о принятии и дату получения. Сверку можно проводить по одному или нескольким налогам, по разным сверяемым периодам - только не забудьте указать в заявлении конкретно налог и период, по которому вы хотите провести сверку.

Примерная форма заявления может выглядеть так:

В ИФНС России N 7 по г. Москве
ГУ “Перспектива“ (ИНН/КПП)

Заявление

Прошу провести сверку расчетов с бюджетом ГУ “Перспектива“ по следующим налогам:

- налог на прибыль (указать КБК) - за 2006-2007 гг.



- НДС (указать КБК) - за 2007 г.

Контактные телефоны:

Руководитель ГУ “Перспектива“ Смирнов В.В.

25 января 2008 г.

Что посоветовать налогоплательщику, чтобы сверка прошла быстрее и была эффективной? Прежде всего, подготовиться самому к проведению сверки. Для сокращения сроков проведения сверки можно порекомендовать бухгалтеру сдать вместе с заявлением реестр своих начислений и платежей отдельно по каждому налогу по всему сверяемому периоду с разбивкой по годам.

В некоторых инспекциях при подаче заявления на сверку налогоплательщику выдают для заполнения разработанную инспекцией форму реестра. Для каждого налога сформируйте отдельную таблицу на весь период сверки. Обязательно укажите номер, дату платежного поручения и перечисленную сумму налога. Суммы указывайте не нарастающим итогом, а так, как вы платили. Реестр следует заверить подписью руководителя или главного бухгалтера и печатью организации. Рекомендуется составить реестр в двух экземплярах: один отдать в налоговую инспекцию, другой оставить у себя.

Форма реестра может быть, например, такой:

-----------------------T--------------------T----------------------------T-------------------------¬
¦ Дата ¦ Начислено ¦ Уплачено ¦ N, дата п/п ¦
+----------------------+--------------------+----------------------------+-------------------------+
¦Начальное сальдо ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------------+----------------------------+-------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------------+----------------------------+-------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------------------+----------------------------+-------------------------+
¦Конечное сальдо ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+--------------------+----------------------------+--------------------------

Порой целесообразно подготовить копии со своих экземпляров отчетности по тем налогам и за тот период, по которым проводится сверка с отметкой налоговой инспекции о приеме. Если отчетность представлялась по почте, то стоит сделать копии описей вложения и квитанции почты. Могут также понадобиться копии платежных поручений и выписок банка. Кроме того, если организации выдавали решения по камеральным и выездным проверкам, то необходимо еще раз убедиться, что все доначисленные суммы оплачены. Подберите все письма о “переброске“ платежей, ранее направленные в адрес инспекции. Может ли налогоплательщик обращаться за сверкой каждый квартал? Пожалуйста, подайте заявление о проведении сверки за конкретный квартал и укажите конкретно налоги.

Порядок проведения сверки

В настоящее время действует система электронного документооборота между Управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ (далее - УФК РФ) и Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам РФ (УФНС РФ): сведения об уплаченных суммах налогов в электронном виде поступают из отделений Федерального казначейства в инспекции. При поступлении из УФК в инспекцию файла с электронными платежными документами (далее - ЭПД) сотрудники отдела ввода проверяют полноту и правильность заполнения всех реквизитов ЭПД, соответствие реквизитов плательщика, указанных в платежных документах, данным базы налоговых органов по учету плательщиков и осуществляют ввод информации в карточки лицевого счета соответствующего налогоплательщика.

Регламентом установлены ограниченные сроки проведения сверки. В соответствии с Регламентом после получения заявления инспектор отдела работы с налогоплательщиками в течение пяти рабочих дней формирует краткий акт сверки в двух экземплярах по ф. N 23-а (краткая).

По состоянию на дату сверки Акт сверки (ф. N 23-а (краткая)) формируется программными средствами по данным информационных ресурсов налогового органа. В акте отражается сальдо расчетов по каждому налогу, пени, налоговым санкциям и процентам за пользование бюджетными средствами по состоянию на дату сверки. Кроме того отражаются денежные средства, списанные с лицевого счета, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов, в справочных строках фиксируется остаток не возмещенных (в том числе в порядке зачета) сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного по ставке 0%, подтвержденного налоговым органом или признанного судом, а также отражается информация об имеющихся у налогоплательщика невыясненных платежах.

Налогоплательщик сверяет данные акта с данными своего бухгалтерского учета - сальдо и обороты по соответствующим аналитическим счетам счета 303000 000 “Расчеты по платежам в бюджеты“. Если сведения, отраженные в акте, совпадают с данными организации, то налогоплательщик ставит отметку о согласовании, что говорит об отсутствии разногласий. Представитель организации и должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками подписывают составленный акт и проставляют дату. Один экземпляр акта передается налогоплательщику, второй остается в инспекции. Сверка считается законченной.

Согласно п.п. 3.1.2 и 3.1.3 Регламента срок проведения сверки, формирование и оформление акта сверки расчетов при отсутствии расхождений не должен превышать 10 рабочих дней. В случае, если налогоплательщик, несмотря на указанный в его заявлении способ “получить лично“, не обратится в инспекцию для получения краткого акта сверки в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления налоговым органом, должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками на 11-й рабочий день обязано передать оба экземпляра акта сверки расчетов и Уведомление (по форме, указанной в приложении N 4 к Регламенту) в отдел общего обеспечения для отправки налогоплательщику заказным почтовым отправлением с уведомлением.



При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней.

В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте. Срок проведения сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками при необходимости может быть увеличен.

При выявлении разногласий налогоплательщик возвращает акт в налоговую инспекцию с отметкой “Согласовано с разногласиями“. Налогоплательщику следует представить свои разногласия в письменном виде.

Далее сверка производится более детально. Налоговый инспектор сверяет данные информационных ресурсов налогового органа с показателями первичных документов налогоплательщика. Бухгалтер представляет налоговому инспектору документы аналитического учета по тем аналитическим счетам счета 30300 000 “Расчеты по платежам в бюджеты“, по которым выявлены расхождения. Рассматриваются платежные документы с отметкой казначейства (банка), налоговые декларации, решения суда и другие документы. Инспекция в течение семи дней формирует полный акт сверки по форме N 23 (полная) для выявления и фиксирования причин расхождения.

Форма N 23 (полная) содержит информацию о сальдо на начало и конец периода сверки, суммы налога, пеней и штрафов, начисленных к уплате (к уменьшению) за сверяемый период, суммы налоговых платежей, уплаченных или возвращенных из бюджета по данным инспекции и по данным плательщика. Выявленные расхождения отражаются в отдельной строке. В акте приводятся причины расхождения и предложения налогового органа по их устранению. Акт сверки подписывает сотрудник налоговой инспекции и представитель организации.

Если выявлены расхождения

Бывает, что к началу сверки не все платежи разнесены в карточку лицевого счета или не по всем налоговым декларациям, представленным налогоплательщиком, проведены начисления в карточку, и именно это может служить причиной расхождений. Почему так происходит?

Возможны случаи задержки поступления сведений из Федерального казначейства по техническим причинам. Кроме того, если бухгалтером допущена ошибка при заполнении платежных документов, то ОФК не может зачислить сумму налога в бюджет, и такие платежи попадают в разряд “невыясненных“. Пока такие платежи не будут зачислены на соответствующий КБК, обязанность налогоплательщика по уплате налога не будет считаться исполненной и в карточке лицевого счета автоматически будет числиться недоимка.

Если в ходе сверки выявлено, что ошибки допущены налоговой инспекцией, то в тот же день инспектор готовит служебные записки в отделы, допустившие ошибки. Срок для исправления - не более 5 рабочих дней. После получения из отделов служебных записок об исправлении ошибок в течение 3 рабочих дней со дня получения последней служебной записки формируется акт сверки (ф. N 23-а (краткая) ) на текущую дату в двух экземплярах с учетом изменений, внесенных в лицевые счета налогоплательщика. Первый экземпляр акта сверки расчетов (ф. N 23-а (краткая)) с подписями налогоплательщика, должностного лица отдела работы с налогоплательщиками передается налогоплательщику (его представителю).

Если акт сверки расчетов (ф. N 23-а (краткая)) вручается лично, то на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя).

В случае, если выявлена ошибка налогоплательщика, налоговый орган готовит Уведомление (по форме, указанной в Приложении N 2 к Регламенту), подписанное руководителем налогового органа, и направляет его налогоплательщику по почте. В Уведомлении сообщается, что при проведении сверки расчетов выявлена ошибка, допущенная налогоплательщиком. Налогоплательщик должен выяснить причину расхождения своих данных с данными налоговой инспекции. Одной из причин может быть ошибка, допущенная при заполнении налоговой декларации. В таком случае следует представить уточненную декларацию.

В случае, если в результате сверки выявленные расхождения носят неустранимый характер, вопрос решается в судебном порядке.

Налоговая инспекция, как правило, стремится к завершению сверки и подписанию акта, так как Регламентом установлены очень жесткие сроки проведения сверки и практически очень трудно их выдержать.

Акт сверки - по-новому

Напомним, что новая форма акта совместной сверки расчетов, утвержденная приказом ФНС России от 20.08.07 N ММ-3-25/494@, действует с 7 октября 2007 г. Данный приказ утвержден в целях реализации п. 3 ст. 78 НК РФ “Зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней, штрафа“, то есть применяется при обнаружении фактов, свидетельствующих об излишней уплате налогоплательщиком сумм налога, сбора, пеней, штрафов Новая форма акта незначительно отличается от действовавшей ранее.

Новая форма Акта совместной сверки расчетов состоит из титульного листа и двух разделов. Разделы 1 и 2 заполняются отдельно по каждому виду налога и КБК.

Раздел 1 по своей форме аналогичен краткому акту сверки. В нем формируются показатели расчетов на конец проверяемого периода. Этот раздел заполняется налоговой инспекцией и представляется налогоплательщику для сверки. В случае несогласия налогоплательщика с данными инспекции налогоплательщиком проставляется сумма по своим данным.

Раздел 2 формируется в случае, если налогоплательщик не согласен с данными налоговой инспекции. В Разделе 2 предусмотрены отдельные графы для отражения показателей по данным инспекции и по данным налогоплательщика. В конце раздела приводятся выявленные разногласия, причины и предложения сторон по устранению разногласий.

При рассмотрении дел в арбитражных судах акт сверки расчетов, подписанный обеими сторонами, признается полноценным доказательством отсутствия или наличия задолженности у налогоплательщика.

О.А. Зудкина,

советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса


“Ваш бюджетный учет“, N 4, апрель 2008 г.