В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Социальные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц в 2008 году*(1)

Социальные налоговые вычеты по налогу
на доходы физических лиц в 2008 году*(1)

По окончании календарного года налогоплательщик имеет право произвести перерасчет налоговой базы, уменьшив сумму полученных доходов на сумму социальных налоговых вычетов. В статье мы рассмотрим виды социальных налоговых вычетов, порядок их предоставления, а также установленные размеры и ограничения.

Предоставление и оформление вычетов

Согласно ст. 210 и 219 НК РФ при определении размера налоговой базы по доходам, облагаемым НЛФЛ по ставке 13%, налогоплательщик вправе уменьшить полученные им доходы на суммы фактически произведенных в налоговом периоде расходов:

- на благотворительные цели;

- обучение;

- лечение, приобретение медикаментов по назначению лечащего врача.

Также, начиная с 1 января 2007 г., социальный налоговый вычет предоставляется в части сумм уплаченных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и (или) договорам добровольного пенсионного страхования. Указанные вычеты предоставляются в том случае, если расходы были произведены налогоплательщиком за счет собственных средств.

Чтобы получить вычет, придется потрудиться - налог может быть пересчитан только на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации по окончании налогового периода (порядок представления декларации будет рассмотрен далее). К декларации прилагаются документы, свидетельствующие о праве налогоплательщика на социальные налоговые вычеты, а также платежные документы, подтверждающие расходы.

Как доказать расходы? Перечисление денежных средств на указанные в ст. 219 НК РФ цели может осуществляться организацией, выплачивающей налогоплательщику доход, в безналичном порядке на основании его письменного заявления. В этом случае документом, подтверждающим произведенные расходы, является справка организации о произведенных перечислениях и платежное поручение на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении. Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, то произведенные расходы подтверждаются банковской выпиской. В случае внесения налогоплательщиком денежных средств наличными суммами подтверждающими документами являются квитанция к приходному кассовому ордеру и кассовый чек.

Социальные налоговые вычеты предоставляются в отношении доходов того налогового периода, в котором налогоплательщиком фактически были произведены расходы на перечисленные выше цели. Если в одном налоговом периоде социальные налоговые вычеты не могут быть использованы полностью, то на следующие налоговые периоды остаток вычетов не переносится.

К примеру, если расходы лица на обучение ребенка составили 50 тыс. руб., а его доход, облагаемый по ставке 13%, - 35 тыс. руб., то социальный налоговый вычет будет предоставлен только в сумме 35 тыс. руб. На следующий год неиспользованный остаток 15 тыс. руб. не переносится.

Рассмотрим более подробно виды социальных налоговых вычетов, особенности их предоставления и оформления.

Вычеты по расходам на благотворительность

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ социальные налоговые вычеты предоставляются в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели, в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов.

Учитываются также суммы, перечисленные:

- физкультурно-спортивным организациям;

- образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд;

- религиозным организациям в виде пожертвований на осуществление ими уставной деятельности.

Размер предоставляемого социального налогового вычета не может превышать 25% от суммы дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде, в котором были произведены соответствующие расходы.

Не принимаются к вычету произведенные физическими лицами расходы на оказание благотворительной помощи другим физическим лицам, поскольку в пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ в качестве получателя денежной помощи рассматриваются только организации.

Следует отметить, что порядок предоставления социального налогового вычета на благотворительность в настоящее время не изменился.

Вычеты по расходам на обучение

Как показывает статистика, этот вычет - самый популярный среди социальных налоговых вычетов. Начиная с 2007 г. произошли некоторые изменения в порядке его предоставления. Так, согласно новой редакции пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщику при определении налоговой базы может быть предоставлен социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ. (Запомните, пожалуйста, последнюю ссылку на статью, она важна и будет упоминаться далее).

Указанное ограничение заключается в том, что совокупный размер социальных налоговых вычетов на лечение (за исключением дорогостоящего), обучение и пенсионное обеспечение может составлять не более 100 000 руб. в налоговом периоде. В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде сразу нескольких видов расходов (в том числе на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения и по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования) налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.

Рассмотрим на примере. Гражданин в 2007 г. уплатил за свое обучение в институте 105 тыс. руб. и за лечение жены (не отнесенное к дорогостоящему) - 40 тыс. руб. Общая сумма его расходов составила 145 тыс. руб. Но, учитывая ограничение, установленное п. 2 ст. 219 НК РФ, налоговый орган вправе предоставить ему социальный налоговый вычет только в сумме 100 тыс. руб.

В случае, если налогоплательщик оплачивает обучение сразу за несколько лет подряд, социальный вычет ему будет также предоставлен только в том налоговом периоде, в котором была произведена оплата (с учетом установленного ограничения).

К примеру, если стоимость обучения за год составляет 60 000 руб. и налогоплательщик уплатил единым платежом сумму 180 000 руб. за 3 года обучения, то он сможет получить вычет не более 100 000 руб. Если же он будет оплачивать учебному заведению по 60 000 руб. ежегодно, то сможет принять к вычету все расходы полностью.

Социальный налоговый вычет предоставляется также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Заметьте: в этом случае ограничение 100 тыс. руб. не действует, то есть если у налогоплательщика платно обучаются трое детей, то максимальная сумма вычета составляет 150 тыс. руб. Кроме того, если налогоплательщик обучался сам, то он может воспользоваться социальным вычетом в пределах 100 тыс. руб. по правилам, рассмотренным выше.

Немного об опекунах (попечителях). Следует отметить, что на основании ст. 145 Семейного кодекса РФ опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Согласно ст. 32, 33 ГК РФ опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства (ст. 35 ГК РФ).

Право на получение социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Социальный налоговый вычет на обучение может предоставляться налогоплательщикам, в том числе за весь налоговый период, в котором обучающиеся дети (опекаемые) достигли предельного возраста.

Например, если оплата за обучение студента в 2007 г. была произведена 1 сентября 2007 г., но при этом студенту в январе 2007 г. исполнилось 24 года, то израсходованная сумма подлежит вычету. Оплата следующего учебного года уже не льготируется.

В случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, социальный налоговый вычет не применяется.

Социальный налоговый вычет в части расходов на обучение предоставляется налогоплательщику налоговым органом на основании заявления о предоставлении вычета, налоговой декларации и платежных документов, подтверждающих оплату обучения. К указанным документам налогоплательщик также прилагает:

- справку (справки) о доходах по форме N 2-НДФЛ о сумме полученного дохода и удержанного налога на доходы физических лиц (данная справка в соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ выдается налогоплательщику - физическому лицу источником выплаты дохода по его письменному заявлению);

- договор на обучение с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;

- свидетельство о рождении ребенка (детей) налогоплательщика в случае заявления вычета на суммы, затраченные на обучение детей.

К числу образовательных учреждений согласно Закону Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 “Об образовании“, в частности, относятся дошкольное образовательное учреждение, школа, лицей, гимназия, училище, институт, академия и т. д.

Согласно п. 1.6 письма ФНС России от 31.08.06 N САЭ-6-04/876@ при получении социального налогового вычета налогоплательщики не обязаны представлять в налоговый орган наряду с другими необходимыми документами копии лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения. Сказано, что в случаях, когда ссылка на реквизиты лицензии или иного подтверждающего статус учебного заведения документа содержится в самом договоре на обучение, заключенном налогоплательщиком с учебным заведением, налоговым органам не рекомендуется требовать от налогоплательщика представления копий таких документов. Если у налогового органа имеются основания для проверки наличия у образовательного учреждения лицензии или иного подтверждающего статус учебного заведения документа, необходимо направить запрос в данное образовательное учреждение либо в соответствующий лицензирующий орган.

Социальный налоговый вычет в части расходов на обучение предоставляется независимо от территориального расположения образовательного учреждения (учебного заведения). В случае обучения за пределами РФ для получения вычета налогоплательщик обязан самостоятельно представить в налоговый орган документы, подтверждающие статус (наличие лицензии) иностранного учебного заведения. Кроме того, все подтверждающие документы должны быть переведены на русский язык, а подлинность перевода заверена нотариально.

При заключении договора на обучение следует обратить внимание на термины, которые используются в его тексте. Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации от 28.07.03 N 3177 “Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования“ при подписании договора об обучении ребенка с общеобразовательным учреждением следует учитывать, что:

- “заказчик“ - организация, учреждение, предприятие, законный представитель (родитель, опекун, попечитель), заказывающие образовательные услуги в пользу потребителя;

- “потребитель“ - гражданин, получающий образовательные услуги лично.

При этом, если заказчик и потребитель не являются одним и тем же лицом, внесение платы за образовательные услуги является обязанностью заказчика.

Однако согласно разъяснениям, данным ФНС России в Письме от 31.08.06 N САЭ-6-04/876@, в случае, если квитанции об оплате обучения оформлены на самого обучаемого ребенка, социальный налоговый вычет может быть предоставлен родителю, если в соответствующем заявлении им указывается, что ребенку было дано поручение самостоятельно внести выданные родителем денежные средства в оплату обучения по договору на обучение ребенка, который был заключен с учебным заведением родителем.

Если же договор на обучение ребенка был заключен с учебным заведением одним родителем, а денежные средства в оплату обучения по данному договору были внесены (перечислены) другим родителем, то в таком случае налоговый орган может предоставить социальный налоговый вычет только тому из налогоплательщиков-родителей, который произвел расходы на обучение ребенка.

Вычеты по расходам на лечение и приобретение медикаментов

На основании пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщику представляется социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в налоговом периоде медицинскому учреждению за услуги по лечению, а также в сумме расходов по приобретению медикаментов, назначенных лечащим врачом. Социальный налоговый вычет в части расходов за услуги по лечению предоставляется, если такие услуги оказаны налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет медицинскими учреждениями Российской Федерации, имеющими соответствующие лицензии.

Социальный налоговый вычет в части расходов за услуги по лечению и приобретению медикаментов предоставляется в сумме фактически произведенных расходов, но также с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ, - аналогично вычету на обучение.

При применении указанного социального налогового вычета с 01.01.07 учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению.

Перечень медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, оплата которых произведена налогоплательщиком за счет собственных денежных средств и учитываемых при определении суммы социального налогового вычета, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01 N 201 “Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета“ (далее - Постановление N 201).

В частности, к недорогостоящим видам услуг по лечению отнесены:

- услуги по диагностике и лечению при оказании скорой медицинской помощи;

- услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании амбулаторной или стационарной медицинской помощи, а также оказании медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях;

- услуги по санитарному просвещению населения.

По дорогостоящим видам лечения, перечень которых утвержден Постановлением N 201, сумма расходов принимается к вычету без ограничения.

Отметим, что расходы налогоплательщика на стоматологические услуги и зубопротезирование могут быть учтены при определении суммы социального налогового вычета. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 N 17, стоматология и зубопротезирование входят в перечень услуг по амбулаторному лечению, предоставляемых поликлиниками и частной врачебной практикой (код 8512000), и, следовательно, подпадают под действие Постановления N 201 (в части видов лечения, не являющихся дорогостоящими).

Налогоплательщик также имеет право на социальный налоговый вычет по суммам, направленным на оплату медицинских услуг в санаторно-курортных учреждениях. П. 4 Перечня медицинских услуг, утвержденного Постановлением N 201, предусмотрены услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях.

В соответствии с письмом Минздрава России от 01.11.01 N 2510/11153-01-23 действие п. 4 Перечня, утвержденного Постановлением N 201, может быть распространено на часть стоимости путевки, которая соответствует объему медицинских услуг, заложенному в стоимость путевки, а также на сумму оплаты медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях, не входящей в стоимость путевок, дополнительно оплаченной налогоплательщиком.

Социальный налоговый вычет в части расходов на лечение предоставляется налогоплательщику налоговым органом на основании заявления о предоставлении вычета, налоговой декларации и платежных документов, подтверждающих фактически произведенные налогоплательщиком расходы. К указанным документам налогоплательщик также прилагает:

- справку (справки) о доходах по форме N 2-НДФЛ о сумме полученного дохода и удержанного налога на доходы физических лиц за отчетный налоговый период;

- справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы (далее - Справка), форма которой и порядок выдачи налогоплательщикам утверждены приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.01 N 289/БГ-3-04/256 “О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 “Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета“ (далее - Приказ N 289/БГ-3-04/256);

- договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности;

- рецепты, выписанные лечащим врачом, подтверждающие назначение медикаментов, и платежные документы, подтверждающие их приобретение;

- документы, подтверждающие степень родства, в случае заявления вычета на суммы, затраченные на лечение и приобретение медикаментов для членов семьи налогоплательщика;

- договор добровольного медицинского страхования граждан, страховой медицинский полис добровольного страхования граждан, по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.92 N 41, квитанции на получение страховой премии (взноса) по форме, утвержденной приказом Минфина России от 17.05.06 N 80н (в случае уплаты налогоплательщиком страховых взносов по договорам добровольного медицинского страхования).

Согласно Приказу N 289/БГ-3-04/256 справки, подтверждающие оплату медицинских услуг и дорогостоящего лечения за счет средств налогоплательщика, должны выдаваться всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, оказывающими гражданам платные медицинские услуги.

Справка выдается налогоплательщику по его требованию соответствующим медицинским учреждением на основании личного обращения налогоплательщика или его уполномоченного представителя. Справка может быть направлена по письменному заявлению налогоплательщика в его адрес заказным письмом с уведомлением о вручении. Документы, подтверждающие отправку указанного письма и его вручение налогоплательщику, вместе с заявлением налогоплательщика подшиваются к корешку справки, остающемуся в медицинском учреждении.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 14.12.04 N 447-О положения пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в их конституционно-правовом истолковании не могут служить основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные физическими лицами, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности и занимающимися частной медицинской практикой.

Таким образом, могут быть приняты к вычету расходы, понесенные налогоплательщиком на оплату медицинских услуг физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если указанные предприниматели имеют необходимую лицензию и соответствующий вид деятельности.

В Перечень лекарственных средств, утвержденный Постановлением N 201, включены международные непатентованные названия лекарственных средств, приобретение которых за счет средств налогоплательщика предоставляет право на получение социального налогового вычета.

Лекарственные средства, включенные в Перечень, соответствуют Государственному реестру лекарственных средств (далее - Государственный реестр). В Приложении N 3 к Государственному реестру приведены международные непатентованные названия лекарственных средств и соответствующие им синонимы, то есть торговые названия лекарственного средства. У одного лекарственного средства может быть несколько синонимов (несколько десятков синонимов).

В Перечень, утвержденный Постановлением N 201, наряду с лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам, включены лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача на основании приказа Минздравсоцразвития России от 13.09.2005 N 578 “Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача“, и отдельные лекарственные средства (психотропные и наркотические), выписывание которых для аптечных учреждений производится только на рецептурных бланках, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 “О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания“.

При этом письмом Минздравсоцразвития России от 15.08.07 N 6155-ВС было сообщено о возможности использования врачами лечебно-профилактических учреждений до 31 декабря 2007 г. рецептурных бланков учетных форм N 107/у, N 148-1/у-88, N 148-1/у-04 (л) и N 148-1/у-06 (л), утвержденных приказом Минздрава России от 23.08.99 N 328.

Для получения социального налогового вычета разрешается представление налогоплательщиком нескольких товарных и кассовых чеков и одного рецептурного бланка с тем условием, что выписанное лекарство было приобретено в количестве, указанном в рецепте.

Рецепты для получения социального налогового вычета выписываются лечащим врачом по требованию налогоплательщика на основании назначений, произведенных налогоплательщику либо его супругу (супруге), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет. Рецепты на все лекарственные средства для налогоплательщиков выписываются на рецептурных бланках по форме N 107/у в двух экземплярах с проставлением штампа “Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика (если он имеется)“.

Налогоплательщик вправе до окончания налогового периода или в следующем налоговом периоде обратиться за соответствующими рецептами к лечащему врачу для подтверждения назначения им лекарственных средств, если такие средства включены в Перечень, утвержденный Постановлением N 201.

Выписанные рецепты со штампом “Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика“ предназначены только для представления в налоговые органы, и отпуск лекарственных средств по ним не производится.

Вычеты по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение
и добровольное пенсионное страхование


В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщику может быть предоставлен социальный налоговый вычет в сумме уплаченных в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством).

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется в сумме фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ, - аналогично вычету на обучение. Действие вычета распространяется на пенсионные (страховые) взносы, уплаченные налогоплательщиком после 1 января 2007 г.

Для получения данного социального налогового вычета к заявлению и налоговой декларации налогоплательщик также прилагает:

- справку (справки) о доходах по форме N 2-НДФЛ о сумме полученного дохода и удержанного налога на доходы физических лиц за отчетный налоговый период;

- договор негосударственного пенсионного обеспечения (требования, которые законодательство предъявляет к такому договору, перечислены в ст. 12 Федерального закона от 07.05.98 N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах“) либо договор (полис) добровольного пенсионного страхования;

- платежные документы, подтверждающие внесение пенсионных (страховых) взносов.

Необходимо отметить, что в случае расторжения договоров добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения (за исключением случаев расторжения договоров по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическому лицу денежной (выкупной) суммы указанная сумма подлежит налогообложению за вычетом уплаченных налогоплательщиком по договору пенсионных (страховых) взносов.

Однако в случае, если в отношении данных взносов налогоплательщик имел право на социальный налоговый вычет, они также включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. При этом страховая организация (негосударственный пенсионный фонд) обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме пенсионных (страховых) взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

В случае, если налогоплательщик предоставил страховой организации (негосударственному пенсионному фонду) справку установленной формы, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение им социального налогового вычета, налог с сумм пенсионных (страховых) взносов, соответственно, не удерживается.

Форма справки, выдаваемой налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающей неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающей факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, утверждена приказом ФНС России от 12.11.07 N ММ-3-04/625@.

Представление налоговой декларации в налоговый орган
в целях получения социального налогового вычета


Как уже говорилось ранее, социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления при подаче им налоговой декларации по окончании налогового периода.

Форма налоговой декларации N 3-НДФЛ, применяемая в отношении доходов физического лица за 2007 г., утверждена приказом Минфина России от 29.12.07 N 162н. Рассмотрим подробнее, какие листы декларации необходимо заполнять налогоплательщику при заявлении социальных налоговых вычетов, а также порядок представления декларации в налоговый орган.

Обязательному заполнению всеми налогоплательщиками, представляющими декларацию, подлежат страницы 001 и 002 титульного листа, на которых налогоплательщик указывает свои персональные данные (ФИО, адрес места жительства, документ, удостоверяющий личность, и т.д.).

Суммы социальных налоговых вычетов отражаются налогоплательщиками на листах К2, К3 и К4 декларации.

На Листе К2 рассчитывается общая сумма социальных налоговых вычетов (на лечение, обучение и благотворительность).

Лист К3 заполняется налогоплательщиками, имеющими право на социальный налоговый вычет в части сумм страховых взносов, уплаченных по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенным как в свою пользу, так и в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой, попечительством).

Лист К4 заполняется налогоплательщиками в части сумм пенсионных взносов, уплаченных налогоплательщиком по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения.

В случае заполнения листов К3 и К4 их итоговые данные также переносятся на лист К2 декларации.

Помимо социальных налоговых вычетов, в налоговой декларации налогоплательщик должен указать все полученные им в налоговом периоде суммы доходов, источники их выплаты, а также суммы удержанных налогов (п. 4 ст. 229 НК РФ).

В случае, если лицо, заявляющее социальный налоговый вычет, работало в течение налогового периода по одному (нескольким) местам работы и налог был полностью удержан работодателем, ему достаточно заполнить только лист А декларации, в который перенести из справки (справок) по ф. 2-НДФЛ реквизиты налогового агента, а также итоговые суммы дохода и исчисленного/удержанного налогов.

Затем итоговые суммы с листов А и К2 отражаются в разделе 1 декларации “Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13%“.

Раздел 5 декларации заполняется налогоплательщиками в целях расчета итоговой суммы налога к уплате (доплате) в бюджет или возврату из бюджета по всем видам доходов.

В последнюю очередь заполняется раздел 6 декларации, в котором отражается информация о суммах налога на доходы физических лиц, подлежащих уплате (доплате) в бюджет или возврату из бюджета, с указанием кодов бюджетной классификации в соответствии с законодательством Российской Федерации о бюджетной классификации.

Таким образом, в простейшем случае (одно место работы, заявлен только социальный налоговый вычет на обучение/лечение/благотворительность) налоговая декларация физического лица будет состоять из 7 листов (с. 001 и 002 титульного листа, разделы 1,5,6, листы А и К2).

Срок представления налоговой декларации установлен ст. 229 НК РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Однако если налогоплательщик не относится к категориям физических лиц, указанным в ст. 227 и ст. 228 НК РФ, и представляет декларацию только в целях получения налоговых вычетов, указанный срок на него не распространяется.

Предоставление социального налогового вычета по своей сути означает возврат налогоплательщику определенной суммы уплаченного им налога за соответствующий налоговый период (13% от суммы вычета). Здесь необходимо руководствоваться положениями ст. 78 НК РФ, согласно которым заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Например, если налогоплательщик произвел расходы на свое обучение в 2007 г., обратиться в налоговый орган (с заявлением и декларацией) для получения социального налогового вычета он может до 2010 г. включительно.

После получения от налогоплательщика налоговой декларации, подтверждающих документов и заявления о предоставлении социального налогового вычета налоговый орган в течение трех месяцев проводит камеральную налоговую проверку данной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Затем налогоплательщик пишет в налоговый орган заявление о возврате соответствующей суммы налога. Перечисление денежных средств производится налоговым органом в безналичной форме. Поэтому налогоплательщик должен заранее открыть банковский счет и указать в заявлении о возврате налога его реквизиты. Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан произвести возврат налога в течение одного месяца после получения такого заявления.

С.А. Колобов,

советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса


“Ваш бюджетный учет“, N 3, март 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об изменениях порядка предоставления социальных налоговых вычетов, распространенных на правоотношения, возникшие с 01.01.07 см. статью С.А. Колобова в журнале “Ваш бюджетный учет“ N 2 2008, с. 83.